Круглый стол «Учет парниковых газов – первый шаг в климатической стратегии предприятия»

С 1 июня 2023 года в России заработал реестр выбросов парниковых газов (ПГ), и в срок до 1 июля 2023 года организациям необходимо будет подать отчет по выбросам ПГ в Минэкономразвития России. О законодательных нововведениях и выявленных несоответствиях, порядке предоставлении новой отчетности и методиках расчета массы выбросов СО₂, климатической политике России и промежуточных итогах Сахалинского эксперимента, которые обсуждали на круглом столе Экспертного центра по ESG-трансформации «Деловой России» — в нашем репортаже.

09.06.23
2K

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    В офисе «Деловой России» прошел круглый стол по теме «Учет парниковых газов — первый шаг в климатической стратегии предприятия». Организаторами мероприятия выступили экспертный центр «Деловой России» по ESG-трансформации и EcoStandard group.

    Основная тема мероприятия — введение нового вида экологической отчетности — отчета по выбросам парниковых газов (ПГ).

    Николай Кривозерцев, генеральный директор EcoStandard group, руководитель экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия», выступил с приветственным словом к участникам круглого стола, рассказал о работе экспертного центра и об основных темах предстоящей дискуссии.

    Цель нашего экспертного центра — делать практические мероприятия по тематике ESG, разбирая конкретные кейсы, конкретные вопросы и конкретные законодательные изменения.

    Николай Кривозерцев
    Генеральный директор EcoStandard group, руководитель Экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

    С первым докладом выступила Анастасия Бекетова, помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group. Она рассказала про основные законодательные требования по регулированию выбросов парниковых газов, с которыми столкнуться крупные организации в 2023 году.

    Законодательное изменение, которое мы сейчас наблюдаем, является логическим продолжением того, что Россия была и является участником международных соглашений по сдерживанию процессов глобального изменения климата и регулированию выбросов ПГ. Центральным договором является Парижское соглашение, к которому Россия присоединилась в 2019 году, и с этого периода фактически выбросы ПГ стали отдельным видом негативного воздействия для природопользователей.

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Нормативное регулирование представлено следующими документами:

    • Федеральный закон РФ от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»
    • Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов»
    • Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям»
    • Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
    • Приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов»

    Памятка: отчетность по парниковым газам 1 июля 2023. Читайте в нашем материале.

    Спикер выделила основные этапы развития климатической политики в России:

    • сокращение национальных выбросов парниковых газов;
    • необходимость разработки государственной стратегии низкоуглеродного развития;
    • определены шаги по сокращению выбросов и сохранению потенциала социального-экономического развития на период до 2050 года;
    • проведение национальной инвентаризации выбросов ПГ в стране;
    • введение обязательной углеродной отчетности для регулируемых организаций;
    • право компаний реализовывать климатические проекты с регистрацией климатических единиц;
    • основы создания, функционирования и развития углеродного рынка в России.

    В 2023 году отчетность обязаны будут предоставлять только регулируемые организации, то есть ЮЛ и ИП, деятельность которых соответствует критериям Постановления Правительства № 355, там же есть как качественные, так и количественные показатели.

    Объемы выбросов ПГ организации, предоставляющей отчетность, должны быть эквивалентны 150 и более тыс.тонн СО₂ в год за период до 01.01.2024 г. или 50 и более тыс.тонн СО₂ в год за период с 01.01.2024 г.

    Отчетность предоставляется в Минэкономразвития РФ через портал ГИС «Энергоэффективность».

    Нерегулируемые организации могут предоставить отчетность в добровольном порядке. Регулируемые организации обязаны ежегодно до 1 июля предоставлять отчеты о выбросах парниковых газов.

    Портал ГИС «Энергоэффективность»

    Вопрос-ответ: отчет по выбросам парниковых газов. Отвечают эксперты — читайте материал по ссылке.

    Завершая выступление, докладчик рассказала о том, как сделать предварительный анализ, про сроки сдачи отчетности, саму процедуру и то, почему важно корректно просчитать массу выбросов.

    Если в вашем анализе будут выявлены неточности, есть 20 рабочих дней на предоставление корректного отчета.

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Михаил Юлкин, генеральный директор «КарбонЛаб», более подробно рассказал о нормативной базе по регулированию выбросов ПГ, предоставляемой отчетности, выявленных ошибках и несоответствиях, а также об актуальном состоянии углеродного рынка и перспективах его развития.

    Скорее всего, уже с 4 квартала 2023 года появятся и отчетности по трансграничному углеродному регулированию (ТУР). У импортеров будет обязанность рассказывать о своем углеродном следе, считать объемы выбросов ПГ, отчитываться о них по отдельной методике. То есть будут действовать сразу 3 системы углеродной отчетности на одну компанию.

    Михаил Юлкин
    Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб»

    Законопроект трансграничного углеродного регулирования ЕС (ТУР) является частью большого пакета «Fit for 55», объединяющего 12 законодательных и политических инициатив, необходимых для достижения климатической цели Евросоюза: сокращение выбросов парниковых газов на 55 % к 2030 году (относительно 1990 года).

    Спикер отметил, что для разных целей (отчетность для Минэкономразвития России, предоставление данных в рамках ТУР и учет выбросов в рамках раскрытия нефинансовой отчетности) методики расчета будут отличаться, поэтому отчетности могут не совпадать, хотя все они методологически опираются на рекомендации МГЭИК.

    Добровольная отчетность в основном регулируется следующими НПА:

    • Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении Методических рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации»
    • Приказ Минприроды РФ от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении Методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов»

    Отдельно спикер в своем выступлении затронул Сахалинский эксперимент, в рамках которого действует дополнительное требование — отчет обязательно должен быть верифицирован. «Важный вопрос — кто имеет право верифицировать отчеты», — сказал Юлкин.

    К концу 2025 года Сахалинская область хочет достичь углеродной нейтральности — антропогенные выбросы ПГ должны стать меньше или равны поглотительной способности местных экосистем.

    Также докладчик отметил, что в международной отчетности бизнес предпочитает использовать GHG Protocol, а не ISO, за счет широкого набора автоматизированных инструментов для оценки выбросов. Однако верифицировать оценку, проведенную по такому протоколу, не представляется возможным, поэтому приходится совмещать этот подход со стандартами ISO.

    В целом, международная углеродная отчетность регламентируется следующими документами:

    • ISO 14064-1:2018. Greenhouse gases — Part 1: Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals
    • ISO 14067:2018. Greenhouse gases — Carbon footprint of products — Requirements and guidelines for quantification
    • The GHG Protocol. Corporate Accounting and Reporting Standard
    • The GHG Protocol. Corporate Value Chain (Scope 3) Standard
    • The GHG Protocol. Product Life Cycle Accounting and Reporting Standard
    • CDP. Climate Change 2023 Questionnaire
    • GRI Standards. GRI 305: Emissions 2016
    • EU’s Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) Regulation (Regulation (EU) 2023/956 of the European Parliament and of the Council of 10 May 2023 establishing a carbon border adjustment mechanism)

    Отдельно Михаил рассказал про трудности и недостатки действующей нормативной базы. С его слов, вопросы появляются, начиная с самого закона, по которому организациям нужно понять, относятся ли они к регулируемым или нет. К тому же непонятно, есть ли необходимость регулярно проходить процедуру присвоения категории или единожды, что делать в случае изменения количества выбросов. Также докладчик отметил, что в Распоряжении Правительства РФ № 2979-р присутствует явная ошибка в формуле расчета.

    Постановление Правительства РФ № 355 можно описать словами «когда правая рука не знает, что делает левая», то есть категории выбросов не совпадают с Методикой приказа Минприроды № 371.

    Михаил Юлкин
    Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб»

    Неточности в постановлении Правительства РФ № 355, влияющие на корректный расчет массы выбросов ПГ, которые отметил спикер:

    • В качестве показателя деятельности для определения массы выбросов ПГ, связанных с добычей природного газа, указан «суммарный расход топлива», что, вероятно, является опечаткой, а корректным показателем в соответствии с логикой документа, скорее всего, является «суммарный объем добытого природного газа».
    • В перечне производственных процессов, связанных с выбросами парниковых газов, представленных в Постановлении № 355, отсутствует деятельность (процесс) «Очистка и сброс сточных вод», хотя расчетные методы для определения соответствующих выбросов ПГ представлены в Методике Минприроды № 371.
    • В перечне производственных процессов, представленных в приложении к Постановлению № 355, указан процесс добычи угля открытым способом, для которого необходимо рассчитать массу выбросов диоксида углерода (СО₂) и метана (СН₄). В то же время в Методике Минприроды № 371 методы количественного определения выбросов диоксида углерода (СО₂) и метана (СН₄), связанные с добычей угля открытым способом, отсутствуют. Мало того, в пункте 3.3. Методики Минприроды говорится, что в количественное определение фугитивных выбросов ПГ не включаются выбросы от добычи угля открытым способом.
    • В перечне производственных процессов, представленных в приложении к Постановлению № 355, указано меньшее количество сжигаемых видов топлива, производимой продукции и других видов деятельности, чем в Методике Минприроды № 371.

    В результате этого масса выбросов ПГ, рассчитанная согласно Постановлению № 355, и масса выбросов ПГ той же организации, рассчитанная по Методике № 371, могут значительно отличаться друг от друга.

    Следует различать верификацию отчетов о выбросах ПГ от текущей деятельности предприятий-эмитентов, с одной стороны, и валидацию и верификацию климатических проектов, с другой. Во втором случае область аккредитации органа по валидации и верификации должна определяться типом проекта и применимой методикой расчета и мониторинга сокращений выбросов ПГ.

    Михаил Юлкин
    Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, генеральный директор компании «КарбонЛаб»

    Следующий спикер — Павел Росляков — доктор технических наук, профессор Национальный исследовательских университет «МЭИ», рассказал о проблеме снижения выбросов ПГ в теплоэнергетике, поскольку отрасль является лидером по образованию ПГ, об углеродной нейтральности и законодательных актах.

    Мы рассчитали выбросы СО₂ на тонну натурального и условного топлива (с учетом различном калорийности топлива). По итогам 2020 года у нас на 144 ТЭС — выбросы СО₂ составляют более 1 млн.тонн в год.

    Павел Росляков
    Доктор технических наук, профессор Национальный исследовательских университет «МЭИ»

    Спикер отметил, что в случае замены по каким-либо причинам топлива на ТЭС предпочтение следует отдать более калорийным каменным углям, что, однако, не всегда возможно в силу конкретных технических ограничений (по подготовке топлива и условиям его сжигания) и экономических обстоятельств.

    При переходе к низкоуглеродной энергетике очевидно следует большое внимание уделять качеству используемых углей. Низкосортные, низкокалорийные и плохообогащаемые угли, сжигание которых сопровождается повышенными удельными выбросами СО₂ , будут «вымываться» из топливного баланса ТЭС.

    Докладчик отметил, что наиболее «парниковыми» являются бурые угли, которые составляют около половины всех используемых углей, в связи с чем отказ от них представляет дополнительную нагрузку на отрасль. Павел Васильевич выделил реальные пути, которые действительно можно сделать для снижения выбросов в теплоэнергетике:

    • переход с угля на сжигание природного газа;
    • увеличение доли когенерации тепловой и электрической энергии на ТЭС;
    • внедрение парогазовых установок;
    • повышение коэффициента полезного действия при производстве электрической энергии на конденсационных электростанциях;
    • вывод из эксплуатации устаревшего неэффективного оборудования,
    • развитие атомных электростанций и гидроэлектростанций,
    • развитие ВИЭ (сейчас менее 0,5%, к 2035 г. до 3 — 5%),
    • внедрение технологий глубокой переработки угля.

    Перевод всех угольных котлов российских ТЭС на природный газ позволит снизить выбросы СО₂, учитывая долю угля в топливном балансе российских ТЭС (21,4%), оценочно на 18-22%. Важный момент, который в завершении своего выступления отметил спикер, — рост тарифов ЖКХ при изменении политики энергетического комплекса в сторону снижения выбросов, что, в свою очередь, может быть негативно воспринято населением и негативно скажется на конкуренции ТЭС с ГЭС и АЭС.

    Артем Рафальский, руководитель органа по валидации и верификации парниковых газов МГТУ им. Баумана, рассказал про верификацию проектов, участие университета в Сахалинском эксперименте, аккредитацию Росаккредитацией и глубокое вовлечение в климатическую повестку на Сахалине.

    Верификация — это систематический, независимый и документированный процесс оценки заявлений о парниковых газах по согласованным критериям верификации.

    1 июля — тот срок, когда сахалинские компании должны будут подать свою отчетность в верифицированном виде. И на сегодняшний день именно там происходит вся работа по тому, как организации туда вошли и как они с этим справляются. Там происходит основная деятельность, связанная с отчетностью, верификацией, разработкой.

    Артем Рафальский
    Руководитель органа по валидации и верификации парниковых газов МГТУ им. Баумана

    Спикер отметил, что эксперты знают о той критике, которая вскрывается сегодня и которая была озвучена на круглом столе.

    Несмотря на то, что правительство Сахалинской области ведет колоссальную просветительскую работу, люди в основной массе воспринимают климатическую политику региона как «очередной отчет», который можно будет сдать формально.

    Действительно, есть много сложностей и противоречий, другая терминология, связанная с климатом, специфическое регулирование. Разобраться сложно, но приходится.

    Артем Рафальский
    Руководитель органа по валидации и верификации парниковых газов МГТУ им. Баумана

    Завершая выступление, эксперт отметил, что многое сейчас решается «в моменте», несоответствия в нормативных актах и ошибки выявляются постоянно, но «именно на Сахалине сегодня отрабатывается механизм, который будет в дальнейшем распространяться и на другие регионы», — подытожил докладчик.

    09.06.23
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста