Экологическое законодательство за январь 2024: изменения в ГЭЭ и РОП, недропользовании и новые штрафы в КоАП

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за декабрь 2023 года и январь 2024 года: порядке проведения государственной экологической экспертизы, регулировании системы расширенной ответственности производителей и импортеров, новых административных штрафах за непредставление экологической информации, обновленных сроках действия разрешительной документации и недропользовании.

02.02.24
653

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

    Опубликованы изменения в порядок проведения ГЭЭ

    25 декабря 2023 г. были опубликованы сразу два закона о внесении изменений в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»:

    • Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 673-ФЗ).
    • Федеральный закон от 25.12.2023 № 681-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 681-ФЗ).

    Закон № 673-ФЗ содержит значительное число новелл, в том числе затрагивающих:

    • перечень объектов ГЭЭ;
    • порядок проведения ГЭЭ;
    • основания для освобождения от ГЭЭ;
    • основания для повторной ГЭЭ.

    Так, перечень объектов ГЭЭ федерального уровня дополнен в том числе следующими объектами:

    • проектной документацией объектов капитального строительства (ОКС) в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения, курортных регионов, за исключением ОКС, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
    • проектами технической документации на технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством РФ подзаконным актом (до 1 сентября 2025 г. под данным объектами понимаются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду);
    • планами мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами (ОПО) I и II классов опасности или объектами размещения отходов I и II классов опасности (применяется с 1 марта 2035 г.).

    Кроме того, установлены основания для освобождения от ГЭЭ в следующих случаях:

    • если изменения в проектную документацию определенных объектов (в частности, специализированных хранилищ агрохимиков, автозаправочных станций, объектов обезвреживания и/или размещения отходов) не увеличивают объемов негативного воздействия на окружающую среду;
    • если необходимо перевести земельный участок из состава земель одной категории в другую.

    Также заказчикам ГЭЭ теперь разрешено направлять документы и документацию на ГЭЭ до завершения процедуры общественных обсуждений.

    Закон вступит в силу 1 сентября 2024 г., за исключением ряда положений.

    Закон № 681-ФЗ уточняет требования к экспертам ГЭЭ, а также к организации и проведению общественной экологической экспертизы.

    Изменения усложнят инициирование общественной экологической экспертизы, что объясняется возможностью злоупотреблений при использовании данного инструмента.

    Закон содержит следующие основные изменения:

    • введен перечень лиц, которые не вправе инициировать общественную экологическую экспертизу (например, иностранные агенты, лица, имеющие гражданство иностранного государства);
    • эксперты государственной и общественной экологической экспертизы должны быть аттестованы Росприроднадзором, который и устанавливает порядок аттестации, требования к экспертам и иные правила по согласованию с Минприроды России;
    • уточнен перечень оснований для отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы; так, например, в регистрации будет отказано, если лицо, которое инициировало проведение экспертизы, лишено такого права в соответствии с новыми правилами.

    Изменения вступают в силу 1 сентября 2024 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

    Рекомендации:

    Принятые законы существенно изменяют процедуру проведения ГЭЭ, поэтому рекомендуем всем заинтересованным лицам ознакомиться с изменениями.

    Расширенная ответственность производителей и импортеров (РОП)

    Опубликовано подзаконное регулирование в развитие реформы РОП

    Напомним, что в прошлом году был принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 451-ФЗ), которым оформлена реформа РОП.

    В декабре 2023 г. опубликован целый ряд постановлений Правительства РФ, реализующих положения реформы.

    1. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400 установлен порядок ведения реестра утилизаторов, в том числе порядок и формы представления заявления о включении лица в реестр утилизаторов, порядок внесения изменений в реестр (вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г.).
    2. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2399 регламентирована процедура проведения выездной оценки утилизаторов, которую Росприроднадзор проводит по заявлениям о включении в соответствующий реестр и о внесении в него изменений (вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г.).
    3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2406 установило значения базовых ставок экосбора и коэффициентов к ним (последние учитывают сложность переработки, востребованность получаемого вторичного сырья и другие) на 2024 г. (вступило в силу с 1 января 2024 г.).
    4. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2392 утверждена методика расчета базовой ставки экосбора и применения коэффициентов, учитывающих в том числе сложность извлечения отходов, востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов (вступило в силу 1 января 2024 г., срок действия не ограничен).
    5. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2394 определены:
      • перечень видов отходов и вторичного сырья, утилизируя которые возможно самостоятельно выполнить нормативы утилизации от использования товаров;
      • перечень видов товаров и продукции, которые можно произвести в результате такой утилизации.

      Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г.

    6. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 установлен Перечень товаров и отходов, подлежащих утилизации, а также нормативы утилизации (вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г., за исключением обновленного перечня товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, который вступает в силу с 1 января 2025 г.).
    7. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2023 № 2116 утверждены:
      • правила предоставления отчетности о массе отходов от использования товаров или полученного из них вторсырья, и об их доле, использованных в производстве продукции;
      • сведения о договорах на утилизацию отходов, которые заключены с производителями товаров, импортерами товаров, иными лицами;
      • правила учета отходов от использования товаров, полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве продукции.

      Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г.

    Напомним также, что 1 декабря 2023 г. был опубликован Приказ Минприроды России от 15.11.2023 № 762 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров и (или) упаковки». Документ утвердил новую форму акта о самостоятельной утилизации (как с привлечением утилизатора, так и с использованием собственной инфраструктуры).

    Приказ вступает в силу 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2030 г.

    Рекомендации:

    Обращаем внимание, что многие из указанных документов уже вступили в силу. Рекомендуем субъектам РОП ознакомиться с ними в первую очередь.

    Административная ответственность

    Введены новые административные составы за непредставление экологической информации

    КоАП РФ пополнился рядом положений в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2023 № 668-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающих административную ответственность за нарушение порядка предоставления экологической информации.

    Нарушение Штраф
    должностное лицо ИП юрлица
    Нарушение сроков или периодичности размещения информации, размещение недостоверной или неполной информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО) от 3 000 до 6 000 рублей от 50 000 до 70 000 рублей от 70 000 до 150 000 рублей
    Непредставление или несвоевременное представление информации для включения во федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) либо неразмещение, неполное размещение или несвоевременное размещение информации в ней от 3 000 до 6 000 рублей от 50 000 до 70 000 рублей от 70 000 до 150 000 рублей
    Непредставление или несвоевременное представление в Росприроднадзор сведений об отнесении ОПО к отдельным опасным производственным объектам от 50 000 до 100 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей от 200 000 до 500 000 рублей
    Непредставление или несвоевременной представление в Росприроднадзор сведений о сроке эксплуатации ОПО, о сроке пользования участком недр и о сроке разработки месторождения или сведений о сроке эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности от 50 000 до 100 000 рублей от 100 000 до 200 000 рублей от 200 000 до 500 000 рублей
    Невыполнение или выполнение с нарушениями мероприятий по ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации ОПО при выводе его из эксплуатации от 20 000 до 50 000 рублей; за повторное нарушение от 50 000 до 100 000 рублей или лицо будет дисквалифицировано на срок от 1 до 3 лет от 50 000 до 100 000 рублей и от 100 000 до 200 000 рублей за повторное нарушение от 100 000 до 200 000 рублей и от 200 000 до 500 000 рублей за повторное нарушение

    Закон вступит в силу 1 марта 2024 г.

    Рекомендации:

    Положения закона направлены, во-первых, на стимулирование компаний к своевременному и полному предоставлению экологической информации в различные информационные системы, а в части ответственности за нарушение закона при ликвидации загрязнения окружающей среды — на минимизацию риска появления таких объектов накопленного вреда, как промышленные площадки ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон».

    Опубликован закон об административной ответственности руководства угольных шахт за нарушение требований безопасности

    25 декабря 2023 г. опубликован Федеральный закон от 25.12.2023 № 638-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вводит в статью 9.1 КоАП РФ три новых административных состава:

    • нарушение обязательных требований промышленной безопасности к предотвращению внезапных выбросов угля (породы и газа) — влечет:
      1. для должностных лиц: штраф от 80 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию до 3 лет;
      2. для компаний: штраф от 1 до 5 миллионов рублей или приостановление деятельности до 90 дней.
    • вышеуказанное нарушение, приведшее к возникновению аварии на ОПО, повлекшей за собой смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью двух и более лиц — влечет штраф для лиц, контролирующих угледобывающую организацию, от 5 до 10 миллионов рублей;
    • вышеуказанное нарушение, приведшее к возникновению аварии на ОПО, повлекшей за собой смерть двух и более лиц — влечет штраф для лиц, контролирующих угледобывающую организацию, от 1/100 до 1/10 совокупной выручки организации от реализации угля, но не менее 15 миллионов рублей.

    Под лицом, контролирующим угледобывающую организацию, понимается лицо, которое имеет право:

    1. прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % голосов в высшем органе управления этой организации; либо
    2. назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления этой организации

    Закон вступит в силу 1 сентября 2025 г.

    Рекомендации:

    Принятие закона вызвано резонансными авариями на объектах угледобывающей промышленности, которые привели к человеческим жертвам.

    Приостановление деятельности на срок до 3 трех месяцев и оборотные штрафы могут существенным образом повлиять на экономическое состояние как конкретной угледобывающий компании, так и всего холдинга. В связи с этим рекомендуем до вступления закона в силу провести аудит в области обеспечения промышленной безопасности и устранить нарушения в случае их выявления.

    Разрешительная документация

    Продлены сроки действия природоохранной документации, которые истекают в 2024 г.

    Продлено действие Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 № 2269.

    Документ автоматически продлевает на 12 месяцев сроки действия срочных документов, которые истекают 31 декабря 2024 г.

    До 31.12.2029 не требуется внесение изменений в реестр лицензий в случае изменения места нахождения юридического лица или места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием адреса, юридического лица или его реорганизацией.

    Согласно изменениям:

    • до 31 декабря 2029 г. не требуется оплачивать пошлины за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, продление срока действия лицензии;
    • срок действия положительного заключения ГЭЭ продлевается до 31 декабря 2025 г., если срок его действия истекает до 31 декабря 2024 г., при условии, что реализация объекта ГЭЭ осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;
    • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на выбросы и на сбросы продлеваются до 31 декабря 2024 г., если срок их действия истекает в 2024 г.;
    • до 31 декабря 2024 г. допускается проводить работы по проектной документации с геологическим изучением недр, включая выборочные и сплошные рубки деревьев и кустарников, без предоставления лесных участков и установления сервитута на основании разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
    • до 31 декабря 2029 г. не нужно вносить изменения в реестр лицензий в случае изменения места нахождения юридического лица или места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием адреса, юридического лица или его реорганизацией.

    Рекомендации:

    Правительство, в том числе, продлило особенности разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности ОПО, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения и недропользования.

    Рекомендуем ознакомиться с полным текстом правительственного акта и воспользоваться предоставленными послаблениями.

    Недропользование

    Опубликован ряд законов в сфере недропользования

    В декабре 2023 г. было принято четыре закона, вносящих изменения в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

    1. Федеральный закон от 12.12.2023 № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (далее — Закон № 576) упростил получение так называемой «справки о безрудности», которая требуется для строительства ОКС в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых.

      В соответствии с изменениями Роснедра будут размещать на своем официальном сайте специальные карты (схемы), отображающие границы месторождений полезных ископаемых, а также границы горных отводов. Со дня утверждения таких карт (схем) получение заключения Роснедр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком строительства не потребуется.

      Также Закон № 576 внес изменения в методику установления минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами для дефицитных видов минерального сырья.

      Закон вступил в силу с 12 декабря 2023 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу 1 сентября 2024 г.

    2. Принят Федеральный закон от 19.12.2023 № 619-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации «О недрах». С 1 сентября 2024 г. вступит в силу новый механизм взимания регулярных платежей за пользование недрами.

      Регулярные платежи за пользование недрами будут устанавливаться в зависимости от:

      • географических условий;
      • размеров участков недр;
      • видов полезных ископаемых;
      • продолжительности пользования недрами;
      • степени геологической изученности территории;
      • степени риска.

      Также закон вводит механизм борьбы со «спящими» лицензиями для геологического изучения недр: в случае превышения сроков геологического изучения (при условии отсутствия хотя бы одного из оснований для прекращения (приостановления) права пользования недрами) будет применяться кратное повышение ставок регулярных платежей.

    3. Опубликован Федеральный закон от 25.12.2023 № 677-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», который:
      • устанавливает порядок оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и апробации ее результатов;
      • наделяет пользователей недр (за исключением пользователей недр на участках местного значения) правом по своей инициативе обращаться с заявлением о внесении изменений в лицензию, если в отходах недропользования (в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах) обнаружены неучтенные полезные ископаемые;
      • уточняет категории лиц, которые должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, если вскрышные и вмещающие горные породы признаны отходами производства и потребления;
      • вносит иные изменения.
    4. Федеральный закон от 25.12.2023 № 656-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в том числе позволит недропользователю при соблюдении определенных условий передать право пользования участком недр, предоставленным для целей геологического изучения недр (включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых), другому юридическому лицу, которое продолжит геологическое изучение недр.

      Большая часть положений закона вступит в силу с 1 сентября 2024 г.

    Рекомендации:

    Рекомендуем действующим и потенциальным недропользователям ознакомиться с полным текстом законов и подготовиться к будущим изменениям.

    02.02.24
    653
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста