Экологическое законодательство за февраль 2024: углеродное регулирование, изменения в РОП и ППЭЭ, особенности контроля выбросов

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за февраль 2024 года: об особенностях контроля выбросов в проекте «Чистый воздух», о порядке рассмотрения и одобрения проекта ППЭЭ, нововведениях и регулировании системы РОП, правилах обращения со строительными отходами и регулировании деятельности по транспортировке отходов, плате за выбросы парниковых газов и проекте показателей НДТ добычи и обогащения угля.

04.03.24
501

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Эксперимент по квотированию выбросов

    Правительство определило особенности контроля выбросов в проекте «Чистый воздух»

    Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе „Об охране окружающей среды“, на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ», утвердившее правила контроля выбросов на квотируемых объектах, опубликовано 24 января 2024 года.

    Напомним, что в 2019 году в 12 городах России стартовал федеральный проект «Чистый воздух», а с 1 сентября 2023 года в проект включили еще 29 городов. Эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ. До конца 2030 года городам-участникам предстоит вдвое снизить выбросы приоритетных загрязняющих веществ по сравнению с показателями 2020 года.

    Чтобы достичь этой цели, применяется механизм квотирования выбросов: квотируемым предприятиям, относящимся к объектам негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I и II категорий, устанавливаются квоты на выбросы, которые запрещено превышать.

    Для контроля за соблюдением квот в закон включено требование оснащать предприятия системами автоматического контроля выбросов (САК). Это специальные датчики, которые передают информацию о выбросах в Росприроднадзор в онлайн-режиме без участия человека.

    Опубликованный документ содержит инструкции, которые необходимо выполнить владельцу квотируемого предприятия для оснащения своего объекта НВОС САК:

    • определить источники и показатели выбросов, подлежащие включению в программу создания САК (далее — Программа);
    • разработать и утвердить Программу;
    • спроектировать САК, а затем осуществить ее монтаж и наладку;
    • утвердить тип средств измерений показателей выбросов и внести сведения о них в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (при
    • отсутствии в указанном информационном фонде соответствующих сведений);
    • провести приемку и ввод в эксплуатацию САК.

    Следует обратить особое внимание на следующие положения опубликованного документа:

    • датчики САК подлежат установке на стационарных организованных источниках выбросов или в газоходах с отходящими газами;
    • ввод САК в эксплуатацию должен осуществляться в присутствии представителя Росприроднадзора;
    • САК должна работать практически бесперебойно (исключение составляет перерыв использования системы, необходимый для проведения ремонта и проверки оборудования, который не должен превышать 28 дней в год);
    • Правительство РФ утвердило перечень приоритетных загрязняющих веществ, которые подлежат учету и контролю, и предельные значения выбросов таких веществ.

    Документ вступает в силу 1 сентября 2024 года и действует 6 лет.

    Рекомендации:

    Напомним, что САК на квотируемых объектах, расположенных в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, должны быть установлены до 31 декабря 2025 года. А на квотируемых объектах, расположенных в других городских поселениях и округах, — в течение 2,5 лет со дня утверждения перечня таких квотируемых объектов.

    С учетом изложенного, рекомендуем владельцам квотируемых предприятий ознакомиться с положениями правительственного постановления и своевременно приступить к оснащению своих объектов НВОС САК.

    Невыполнение или ненадлежащее выполнение правил по установке САК может повлечь административную ответственность в соответствии со статьей 8.51 КоАП РФ с наложением штрафа:

    • для должностных лиц — до 40 000 рублей;
    • для юридических лиц — до 200 000 рублей.

    При повторном нарушении требований к устанавливаемым САК должностные лица также могут быть подвергнуты дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года.

    Экологическая документация предприятия

    Вступил в силу новый порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ)

    16 февраля 2024 года вступил в силу Приказ Минпромторга России от 29.08.2023 № 3179 «Об утверждении порядка рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности» (далее — Приказ № 3179).

    Напомним, что ППЭЭ представляет собой перечень мероприятий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду. ППЭЭ должна разрабатываться в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов лицами, эксплуатирующими объекты НВОС:

    • I категории
    • II категории, намеренных получить комплексное экологическое разрешение (КЭР).

    ППЭЭ необходима предприятиям для утверждения временно разрешенных нормативов на сбросы, выбросы. Она также обязательна для получения КЭР.

    В состав ППЭЭ входят, в том числе:

    • планы по реконструкции, техническому перевооружению объектов НВОС, включая внедрение наилучших доступных технологий (НДТ);
    • объемы финансирования;
    • сроки выполнения мероприятий.

    Приказ № 3179 содержит:

    • порядок направления ППЭЭ в Минпромторг России;
    • сроки рассмотрения поступивших документов;
    • перечень проверяемой информации (сведения о заявителе, об объекте загрязнения, соответствие результатов мероприятий, предусмотренных в ППЭЭ, нормативам допустимых выбросов и пр.);
    • порядок направления обращения о продлении срока рассмотрения ППЭЭ;
    • перечень оснований для отказа в одобрении ППЭЭ.

    Приказ № 3179, в частности, предусматривает, что у заявителя появится возможность доработать проект ППЭЭ после предоставления членом комиссии от экспертной организации позиции по соответствию/несоответствию проекта ППЭЭ НДТ. На это заявителю дается 5 рабочих дней.

    Со вступлением в силу Приказа № 3179 утратил силу ранее действовавший Приказ Минпромторга России от 28.12.2020 № 4708 «Об утверждении порядка рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической эффективности».

    Документ действует до 1 сентября 2024 года.

    Рекомендации:

    Владельцам объектов НВОС I категории рекомендуется руководствоваться Приказом № 3179 в случае прохождения процедуры одобрения ППЭЭ до 1 сентября 2024 года.

    Документ будет действовать лишь полгода в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2024 года Федерального закона от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Принятый закон предусматривает, что порядок рассмотрения и одобрения ППЭЭ в дальнейшем будет утверждаться постановлением Правительства РФ, а не приказом Минпромторга.

    Расширенная ответственность производителей и импортеров (РОП)

    Установлен порядок привлечения Российского экологического оператора (РЭО) к участию в проверке утилизаторов

    Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 № 171 устанавливает, что Росприроднадзор привлекает РЭО к участию в проверке в случае, если ранее утилизатор не получал государственную финансовую поддержку, которую оказывает РЭО.

    В указанном случае органы Росприроднадзора направляют заявку о включении лица в реестр утилизаторов в РЭО, который осуществляет проверку документов и готовит заключение. Одновременно с этим РЭО направляет информацию о своих представителях, которые смогут принять участие в выездной оценке утилизатора.

    В ходе выездной оценки представители РЭО оценивают соблюдение утилизатором требований закона и достоверность сведений, предоставленных утилизатором для включения его в реестр утилизаторов, и готовят заключение по ее результатам.

    С учетом заключения РЭО Росприроднадзор будет принимать решение о включении утилизатора в реестр утилизаторов или об отказе в таковом. Отметим, что Росприроднадзор вправе принимать решение, не совпадающее с выводами заключения РЭО.

    Рекомендации:

    В связи с реформой РОП, проведенной в 2023 году, РЭО получил широкие полномочия по контролю за утилизаторами. В частности, РЭО участвует в формировании реестра утилизаторов. Планируется, что реестр проверенных утилизаторов позволит сделать отрасль прозрачнее, в том числе побороть такое явление, как фальсификация актов об утилизации (речь об актах, составляемых за плату в отсутствие реальной утилизации отходов).

    При этом в случае получения государственной финансовой поддержки, оказываемой РЭО, Росприроднадзор будет проводить проверку только своими силами.

    Опубликован законопроект о размере понижающих коэффициентов к нормативу утилизации за использование вторсырья

    Проект постановления Правительства РФ разработан в развитие пункта 15 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), предусматривающего, что, если товар произведен в РФ с использованием вторсырья, полученного в РФ, к нормативу утилизации отходов от использования такого товара применяется понижающий коэффициент.

    Чтобы применить понижающий коэффициент, производителю товаров необходимо подтвердить наличие технической и технологической возможности производства товаров с использованием вторичного сырья. Соответствующее подтверждение выдается Минпромторгом России с учетом позиции Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ).

    Документ устанавливает перечень действий, необходимых для получения указанного подтверждения:

    • заявитель готовит заявку на получение подтверждения наличия у производителя технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья и направляет ее в ТПП РФ;
    • по результатам рассмотрения заявки ТПП РФ проводит выездную оценку (порядок и сроки проведения выездной оценки устанавливаются ТПП РФ);
    • по результатам выездной оценки ТПП РФ составляет акт о ее проведении, который направляет в Минпромторг России;
    • в течение 10 рабочих дней со дня получения акта Минпромторг принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче подтверждения.

    В последующем производителю потребуется ежегодно подтверждать использование вторсырья при производстве продукции путем подачи ежегодной отчетности в Минпромторг России через государственную информационную систему промышленности.

    Рекомендации:

    Обращаем внимание, что документ не утвержден и носит информационный характер.

    В случае принятия проекта, производителям станет сложнее применять понижающий коэффициент за вторсырье к нормативу утилизации из-за новых административных барьеров: необходимости прохождения проверки ТПП и получения подтверждения Минпромторга.

    На практике производители подтверждают процентное содержание вторсырья в упаковке письмами выписками из технологической (производственной) документации, в которой указана массовая доля вторсырья. При этом у правоприменительных органов отсутствует единая позиция о том, как необходимо подтверждать процентное содержание вторсырья.

    Подготовлена новая редакция законопроекта о проведении эксперимента по утилизации товаров, ввозимых из отдельных стран

    Проект постановления Правительства РФ разработан Минприроды во исполнение статьи 7 Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который реформировал институт РОП.

    В силу указанных положений импортеры товаров, ввезенных из государств, не входящих в ЕАЭС, с 1 января 2026 года при выпуске товаров таможенным органом для внутреннего потребления будут обязаны уплатить экологический сбор, либо гарантировать, что импортер самостоятельно утилизирует отходы от использования ввозимых товаров (предоставив банковскую гарантию на сумму экосбора или договор поручительства с утилизатором, включенным в реестр утилизаторов).

    Однако в отношении некоторых групп товаров и упаковки Правительство РФ проведет эксперимент, в рамках которого протестирует указанное регулирование до 1 января 2026 года.

    Первая редакция проекта была опубликована в конце декабря прошлого года. Она предполагала проведение эксперимента с 1 июня 2024 года по 31 декабря 2026 года и применялась:

    • к нескольким группам упаковки из комбинированных материалов (бумага и картон в сочетании с пластмассой и металлами);
    • к одному виду товаров (пневматические шины и покрышки для легковых автомобилей).

    В новой версии срок проведения эксперимента предлагают ограничить одним годом: с 1 сентября 2024 года до 1 сентября 2025 года.

    Также изменился перечень товаров и упаковки, включенных в эксперимент. Теперь к ним относятся:

    • все пневматические шины и некоторые виды пневматических покрышек;
    • стиральные машины;
    • потребительская упаковка на основе бумаги и картона.

    Рекомендации:

    Организациям, импортирующим товары из стран, не являющихся членами ЕАЭС, рекомендуем ознакомиться с полным текстом проекта.

    Обращение с отходами

    Разработан законопроект об исключении деятельности по транспортировке отходов из перечня лицензируемых

    Минэкономразвития России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который содержит, в том числе, изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которыми предлагается исключить транспортировку отходов I-IV классов опасности из перечня лицензируемых видов деятельности.

    Вместо лицензирования к деятельности по транспортировке отходов I-IV классов опасности будет применяться уведомительный порядок. Юрлицо или ИП, которые планируют осуществлять такую деятельность, должны будут уведомить Росприроднадзор о ее начале, сообщив об имеющихся парках автомобилей и объемах транспортировки.

    Рекомендации:

    Указанные нововведения могут сократить количество административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности в области транспортировки отходов I-IV классов опасности, снизить тарифы на транспортировку отходов и увеличить количество игроков в этой сфере.

    Планируется установить дополнительные правила обращения со строительными отходами

    Замглавы Минприроды России Дмитрий Тетенькин сообщил, что Минприроды готовит проект соответствующих изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ.

    Из заявлений Дмитрия Тетенькина следует, что планируется установить специальные требования по обращению с указанными видами отходов. В частности, закрепить приоритет утилизации и вовлечения вторичного ресурса в оборот над захоронением таких отходов.

    Рекомендации:

    В настоящее время на рассмотрении Госдумы уже находится аналогичный законопроект № 363942-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в части регулирования обращения с отходами строительства и ремонта). Однако, из заключения Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды следует, что указанный законопроект требует доработки.

    По всей вероятности, Минприроды России разделяет позицию о том, что обращение с отходами строительства и ремонта требует специального регулирования, и решило самостоятельно разработать необходимые изменения.

    EcoStandard.journal совместно с Российским экологическим обществом проводили круглый стол, посвященный проблемам обращения с отходами строительства и сноса. Подробнее об итогах мероприятия и принятых решениях — в репортаже.

    Углеродное регулирование

    Правительство РФ подготовило проект постановления, содержащий новые критерии отнесения к регулируемым организациям — эмитентам парниковых газов

    Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» к регулируемым организациям относятся юрлица и ИП, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна:

    • 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год до 1 января 2024 года или
    • 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год с 1 января 2024 года.

    Регулируемые организации обязаны ежегодно отчитываться о количестве выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. Подробнее об этой отчетности писали в статье.

    Проект постановления Правительства РФ «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям» предусматривает, что юрлица и ИП относятся к регулируемым организациям при одновременном соблюдении следующих условий:

    • они ведут деятельность в секторах и отраслях экономики по перечню согласно приложению к документу; перечень включает практически все основные отрасли российской экономики (от нефтегазового сектора до сельского и лесного хозяйства);
    • деятельность ведется с применением объектов НВОС I, II, III категорий;
    • они выбрасывают парниковые газы, масса которых эквивалентна 50 и более тысяч тонн углекислого газа в год.

    Таким образом, последние требования могут распространить свое действие на новые сферы, не предусмотренные в действующем Постановлении Правительства РФ от 14.03.2022 № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям». К таким, в частности, относятся:

    • строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива (в том числе при производстве тепла в режиме тепловой генерации);
    • сельское хозяйство;
    • лесное хозяйство.

    В случае принятия документ вступит в силу 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года.

    Рекомендации:

    В 2023 году состоялась первая отчетная кампания, в рамках которой регулируемые организации отчитывались о выбросах парниковых газов.

    Минэкономразвития остались не удовлетворены ее результатами, сочтя, что утвержденные критерии отнесения юрлиц и ИП к регулируемым организациям не обеспечивают четкого определения перечня (точного количества) регулируемых организаций, обязанных представлять отчетность о выбросах парниковых газов.

    Кроме того, выяснилось, что механизм пересчета массы различных парниковых газов на эквивалент CO₂ имеет изъяны, а проверить корректность сведений о выбросах, предоставляемых компаниями, затруднительно. Эти причины привели к разработке комментируемого проекта.

    Рекомендуем компаниям, ведущим деятельность в отраслях, указанных в перечне, ознакомиться с полным текстом проекта и оценить, относится ли компания к регулируемым организациям.

    К 2028 году в России планируется внедрить плату за выбросы парниковых газов

    В СМИ обратили внимание на положения проекта плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (далее — Проект стратегии). Согласно одному из положений Проекта стратегии к 2028 году в России заработает система взимания платы с бизнеса за выбросы парниковых газов.

    В настоящее время Минэкономразвития, ответственное за климатическую повестку в России и декарбонизацию, изучает возможность введения такой платы.

    В ближайшие годы планируется создать правовую основу для системы взимания «цены на углерод».

    В 1 квартале 2028 года планируется запустить систему взимания такой платы.

    Рекомендации:

    Углеродный сбор является одним из наиболее распространенных механизмов по сокращению выбросов парниковых газов. Его платят в бюджеты предприятия, как правило, за каждую тонну выбрасываемых парниковых газов. Подобная плата в той или иной форме уже введена примерно в 50 странах.

    В частности, 1 октября 2023 года в Европе запущен механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР), который предполагает, что компании, поставляющие углеродоемкую продукцию на европейский рынок (например, цемент, сталь, удобрения), с 2026 года обязаны будут платить в бюджет ЕС углеродный налог, сумма которого будет сопоставима со сборами, взимаемыми за тонну выбросов парниковых газов на территории ЕС (в настоящее время эта сумма варьируется от 80 до 100 Евро).

    При этом ТУР предполагает, что при определенных условиях сумма углеродного налога для импортеров может быть уменьшена на сумму аналогичных платежей за выбросы, уже уплаченных в бюджет страны, где произведен товар. Не исключено, что это побудило российские власти задуматься о введении платежей за выбросы, которые поступали бы в российский бюджет, а не в бюджет ЕС.

    Угольная промышленность

    Минприроды России подготовило проект технологических показателей НДТ добычи и обогащения угля

    Проект приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля» (далее — Проект) разрабатывается взамен действующему Приказу Минприроды России от 25.03.2019 № 190 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля».

    Как известно, угольная пыль является основным загрязняющим веществом, которое образуется в процессе угледобывающей деятельности. Проект, подготовленный Минприроды, направлен на стимулирование собственников угольных шахт и разрезов на применение НДТ, способствующих снижению количества образуемой пыли.

    Существенные изменения планируется внести в требования, предъявляемые к добыче угля открытым способом. Действующим регулированием предусмотрено, что предельное содержание пыли при добыче угля открытым способом не должно превышать 598 г/т добытого угля. В новом Проекте Минприроды этот размер уменьшен до 36 г/т, то есть более чем в 16 раз.

    Также Проект конкретизирует требования к количеству сбросов загрязняющих веществ, образуемых при добыче угля, в водные объекты.

    В случае принятия документ вступит в силу 1 марта 2025 года и будет действовать в течение 6 лет.

    Рекомендации:

    Проект предусматривает серьезные изменения для угледобывающих компаний, осуществляющих добычу открытым способом. Принятие документа может повлечь существенные расходы на модернизацию производств в целях соблюдения новых требований и усложнить получение КЭР для объектов НВОС I категории (для его получения необходимо подтверждать соответствие объекта НВОС НДТ).

    В связи с изложенным рекомендуем представителям угледобывающей отрасли ознакомиться с полным текстом Проекта и вместе с нами следить за его движением.

    04.03.24
    501
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста