Программа ПЭК: особенности ведения по новым требованиям

С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые требования, предъявляемые к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и месту представления отчетности о результатах его проведения, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

19.07.22
1K

Cодержание статьи

    Михаил Яшин
    Заместитель руководителя департамента по качеству EcoStandard group

    Приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» вступает в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года.

    Новый приказ заменит действующий на данный момент приказ Минприроды № 74 , отменив его действие. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

    Корректировка НПА

    Проведена корректировка нормативных правовых актов, на которые ссылается новый приказ.

    Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205 (о ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества) заменен на приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903 , утверждающий новый Порядок.

    Содержание программы ПЭК

    В связи с корректировкой нормативных правовых актов изменились и требования к содержанию программы ПЭК, в частности подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов».

    Ранее пункт подраздела «Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» разрабатывался в соответствии с отмененным приказом № 205. Согласно новому приказу № 109 этот подраздел называется «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод», как предусмотрено приказом № 903.

    Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

    Приказ № 74 содержит требования, что в план-график не нужно включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

    Приказ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

    Также новый приказ однозначно определяет случаи расчетного метода контроля стационарных источников:

    • отсутствие аккредитованных методик измерений загрязняющих веществ;
    • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
    • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта менее 0,1 ед. ПДК.

    Из приказа № 109 однозначно понятна ошибочность включения исследований измерений качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. В соответствии с ним план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предусматривается только для объектов из перечня, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

    Содержание подраздела «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»

    Новый приказ урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

    Периодичность отбора и анализа проб сточных вод
    Периодичность отбора и анализа проб сточных вод
    Категория НВОС объекта Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
    Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
    ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

    Также вводятся требование отбора проб в фоновом и контрольных створах и периодичность проверки работы очистных сооружений.

    Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

    Место подачи отчета о ПЭК

    В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

    В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

    Учет даты подачи отчета о ПЭК

    Впервые приказ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде:

    • если бумажный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
    • если отчет направлен почтовым отправлением, датой подачи считается дата почтового отправления;
    • если отчет подан в электронном виде, за дату подачи принимается дата размещения отчета в Личном кабинете природопользователя, или же дата размещения в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
    • При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

      Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

    19.07.22
    1K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста