Законодательство по охране труда: главные изменения в 2024 году

В 2024 году ожидается ряд изменений в законодательстве по охране труда, которые затронут СОУТ, правила оказания первой помощи, требования пожарной и промышленной безопасности, порядок проведения проверок ГИТ, систему учета несчастных случаев на производстве и многое другое. В обзоре рассказываем о новых нормативных актах, сроках их вступления в силу и особенностях организации работы с учетом нововведений.

26.12.23
11K

Cодержание статьи

    Юлия Кокорина
    Специалист по охране труда 1 категории EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Новые ГОСТы по СИЗ

    Стандарты:
    • ГОСТ ISO 4869-1-2023 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Субъективный метод измерения поглощения шума;
    • ГОСТ 12.4.321.4-2022 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Требования безопасности. Часть 4. Противошумные наушники уровне зависимые;
    • ГОСТ 12.4.320.3-2022 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Методы испытаний. Часть 3. Дополнительные методы акустических испытаний.

    Вступают в силу: 1 января 2024 года.

    Вышеуказанные ГОСТы регламентируют работу со средствами индивидуальной защиты, и работодатели самостоятельно решают, применять их при условиях работы своих сотрудников или нет. Однако стандарты были разработаны, чтобы способствовать формированию безопасных условий труда для персонала. Их применение помогает создать СУОТ, которая будет максимально соответствовать требованиям законодательства.

    Порядок проведения проверок ГИТ

    НПА: Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 № 1934 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230».

    Вступает в силу: 1 января 2024 года (за исключением пункта 2 изменений).

    Постановлением вводится:

    • самоконтроль работодателей за соблюдением обязательных требований;
    • многообразный подход к проверкам работодателей и экспертных организаций, проводящих СОУТ;
    • меры стимулирования добросовестности

    Самообследование автоматизируют, но оставят на официальном сайте Роструда. Те, кто получил высокую оценку при самообследовании, будут вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. Декларация будет направляться в Роструд или ГИТ. Далее ведомства зарегистрируют и разместят ее на своем официальном сайте.

    Оценку добросовестности будут проводить по пяти критериям:

    1. Реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
    2. Наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности.
    3. Предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам.
    4. Независимая оценка соблюдения обязательных требований.
    5. Добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей.

    Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности будет оцениваться за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность контролируемого лица. Добросовестных будут реже проверять в плановом порядке.

    Пожарная безопасность

    НПА: Приказ МЧС России от 21.11.2023 № 1203 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

    Вступает в силу: 1 января 2024 года.

    Приказом уточнены требования к больницам, специализированным домам престарелых и инвалидов (неквартирным), а также закрепляется перечень мероприятий, которые необходимо предусматривать при устройстве эксплуатируемой кровли с общественными зонами (зонами отдыха для жильцов).

    НПА: Приказ МЧС России от 01.11.2023 № 1128 «О внесении изменений в Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, утвержденный приказом МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170».

    Вступает в силу: 1 февраля 2024 года.

    Приказом предусматривается следующее:

    • средства индивидуальной защиты (СИЗ) и снаряжение пожарных подлежат обязательной сертификации в соответствии с пунктом 93 ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»;
    • применение (эксплуатация), техническое обслуживание и ремонт СИЗ и снаряжения пожарных должны проводиться в соответствии с инструкциями (руководствами) по эксплуатации заводов-изготовителей и требованиями, предъявляемыми к ним в соответствии с разделом V ТР ЕАЭС 043/2017.

    Кроме того, уточнено, что материально-техническое обеспечение деятельности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных может осуществляться за счет средств организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения.

    НПА: Федеральный закон от 04.08.2023 № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».

    Вступает в силу: 1 февраля 2024 года.

    Закон направлен на совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности в части, касающейся осуществления деятельности добровольной пожарной охраны общественными объединениями добровольной пожарной охраны и другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

    Так, вводятся понятия:

    1. «добровольное пожарное подразделение»;
    2. «территориальное добровольное пожарное подразделение»;
    3. «объектовое добровольное пожарное подразделение».

    Организациям независимо от их организационно-правовой формы предоставляется возможность самостоятельно создавать добровольные пожарные подразделения без создания общественных объединений пожарной охраны.

    Кроме того, устанавливается упрощенный порядок создания и деятельности объектовых добровольных пожарных подразделений, определяются права и обязанности добровольных пожарных, участвующих в деятельности данных подразделений, а также требования к таким пожарным.

    НПА: Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 № 1922 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.

    Постановлением уточняются требования к лицензированию отдельных видов деятельности в области обеспечения пожарной безопасности и вносятся изменения в:

    • Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128;
    • Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131;
    • Правила аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106.

    Согласно изменениям:

    • если индивидуальный предприниматель, являющийся соискателем лицензии или лицензиатом, выступает в качестве лица, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, ему не требуется предоставлять отдельный трудовой договор с ответственным работником в качестве подтверждения соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
    • работник, ответственный за осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль — «Пожарная безопасность»), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки;
    • из состава лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии или лицензиатам на осуществление деятельности по тушению пожаров, исключено требование о необходимости подтверждения отсутствия у ответственного работника и работников, участвующих в действиях по тушению пожаров, медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей;
    • при соблюдении предусмотренных условий заявления о предоставлении лицензии и о внесении изменений в реестр лицензий могут подписываться руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или ИП как с помощью усиленной квалифицированной, так и посредством усиленной неквалифицированной электронной подписи;
    • уточнены аттестационные требования, предъявляемые к образованию лиц, претендующих на получение права на проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.

    Также предусмотрено, что заявление о прохождении аттестации может быть подписано простой электронной подписью. Кроме того, установлено, что при подаче заявления об аттестации с помощью ФГИС «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»:

    • срок аттестации не должен превышать 6 рабочих дней;
    • возможность прохождения квалификационного экзамена должна быть предоставлена на 3 рабочий день со дня подачи заявления о прохождении аттестации;
    • возможность прохождения квалификационного экзамена должна быть обеспечена МЧС России в срок не менее 2 рабочих дней.

    Обновление методики проведения СОУТ

    НПА: Приказ Минтруда России от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

    Вступает в силу: 1 марта 2024 года.

    Документом устанавливаются новые:

    • Методика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ);
    • Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (ВОПФ);
    • форма отчета о проведении СОУТ;
    • инструкция по заполнению формы отчета о проведении СОУТ.

    Документ будет действовать до 1 марта 2030 года.

    Одновременно со вступлением в силу нововведений утратит силу прежняя Методика, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

    Правила оказания первой помощи

    НПА: Федеральный закон от 14.04.2023 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Вступает в силу: 1 марта 2024 года.

    Документом установлено, что первая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи. Также уточнен круг лиц, которые помогут оказывать первую помощь.

    Порядки оказания первой помощи, которые будут утверждены новым законом, должны включать в себя:

    • перечень состояний, при которых оказывается первая помощь;
    • перечень мероприятий по ее оказанию;
    • последовательность проведения таких мероприятий.

    Промышленная безопасность

    Классификация ОПО и разработка деклараций промышленной безопасности

    НПА: Федеральный закон от 14.11.2023 № 534-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    Вступает в силу: 1 января 2024 года.

    По общим правилам при определении класса опасности опасных производственных объектов (ОПО), расположенных на расстоянии менее 500 м друг от друга, необходимо учитывать суммарное количество опасных веществ, присутствующих на них.

    С 1 января 2024 года введено исключение из данного правила: для определения класса опасности ОПО допускается не суммировать количество опасных веществ при условии, если согласно декларации промышленной безопасности, прошедшей экспертизу, зона вероятного поражения при аварии на ОПО не затрагивает соседний объект.

    Одновременно установлены особенности классификации смежных ОПО трубопроводного транспорта ‒ магистральных трубопроводов, морских трубопроводов, промысловых и межпромысловых трубопроводов, трубопроводов для транспортирования широкой фракции легких углеводородов и сжиженных углеводородных газов, аммиакопроводов.

    Перерегистрация действующих ОПО в госреестре ОПО в связи с указанными изменениями может производиться исключительно по инициативе эксплуатирующих организаций — при поступлении в территориальные органы Ростехнадзора соответствующих заявлений и при условии подтверждения наличия оснований для изменения класса опасности ОПО.

    Как отмечалось Ростехнадзором, снижение класса опасности отдельных ОПО должно помочь снизить затраты и сроки их строительства, а в дальнейшем ‒ административную нагрузку при эксплуатации без ущерба безопасности.

    Кроме того, с 1 января 2024 года декларации промышленной безопасности ОПО III и IV классов опасности могут разрабатываться по инициативе эксплуатирующих организаций при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО. При этом в отношении данных деклараций предусмотрена необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности.

    Напомним, что нарушение требований промышленной безопасности, в том числе грубое, может повлечь административную ответственность по статье 9.1 КоАП РФ.

    Временные обязательные требования промышленной безопасности для новых субъектов РФ

    НПА: Приказ Минтранса России от 12.05.2023 № 165 и Приказ Ростехнадзора от 05.07.2023 № 244.

    Вступает в силу: 1 марта 2024 года.

    Временные обязательные требования в области промышленной безопасности будут касаться организаций, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, которые:

    • эксплуатируют взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности;
    • осуществляют деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
    • осуществляют перевозку опасных грузов железнодорожным транспортом.

    Для указанных организаций начнут применяться временные обязательные требования:

    • при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также осуществлении деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
    • при осуществлении деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, а также погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

    Так, например, при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности организациям необходимо будет:

    • обеспечивать безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, технических устройств, устройств безопасности и автоматизированных систем контроля на ОПО в соответствии с утвержденными в организации положениями, инструкциями и графиками;
    • обеспечивать эксплуатацию ОПО и выполнение работ на ОПО работниками (в том числе руководителем организации или ее обособленного подразделения), аттестованными в области промышленной безопасности и соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
    • осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и иметь функционирующую систему управления промышленной безопасностью (для ОПО I или II класса опасности);
    • иметь декларации промышленной безопасности;
    • иметь договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО и планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
    • исполнять ряд иных обязанностей.

    Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

    НПА: Постановление Правительства РФ от 29.07.2023 № 1233 «О внесении изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.

    Организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Изменениями уточнены сведения, которые должны содержаться в положении о производственном контроле, и задачи производственного контроля.

    Кроме того, уточнены права и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля. Так, например, на лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, возложены обязанности обеспечивать организацию:

    • подготовки положения о производственном контроле и внесения в него необходимых изменений;
    • разработки ежегодного плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;
    • контроля за своевременным выполнением работниками, осуществляющими производственный контроль, возложенных на них обязанностей;
    • подготовки и представления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля.

    При этом работникам, осуществляющим производственный контроль, дополнительно потребуется:

    • обеспечивать проведение контроля за соблюдением требований промышленной безопасности работниками ОПО и работниками подрядных организаций;
    • информировать работников подрядных организаций о требованиях промышленной безопасности, которые предъявляются в отношении выполняемых ими работ или оказываемых услуг.

    Важно помнить, что нарушение требований промышленной безопасности, в том числе грубое, может повлечь административную ответственность по статье 9.1 КоАП РФ.

    Аттестация в области промышленной безопасности

    НПА: Приказ Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.

    Приказ коснется работников и специалистов организаций, эксплуатирующих ОПО и ГТС, обязанных проходить аттестацию.

    Организации, эксплуатирующие ОПО и ГТС, обязаны обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности и безопасности ГТС. Проверка знания требований промышленной безопасности при аттестации должна проводиться в соответствии с областями аттестации, определяемыми Ростехнадзором.

    В новом перечне областей аттестации представлено 100 позиций — как новых, так и существующих на текущий момент. Важно помнить, что работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не могут быть допущены к работе на ОПО. Кроме того, следует учитывать, что Ростехнадзором проводится работа по актуализации вопросов тестирования:

    • с 15 января 2024 года начнут применяться вопросы тестирования по разделу «Требования безопасности гидротехнических сооружений», утвержденные Распоряжением Ростехнадзора от 27.11.2023 № 72-рп;
    • с 29 января 2024 года — вопросы тестирования по разделу «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей», утвержденные Распоряжением Ростехнадзора от 06.12.2023 № 75-рп.

    Эксплуатация гидротехнических сооружений (ГТС)

    НПА: Федеральный закон от 29.05.2023 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.

    В новой редакции Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» будут уточнены:

    • полномочия Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС;
    • обязанности собственника ГТС и эксплуатирующих организаций, которым потребуется:
      1. обеспечивать разработку декларации безопасности ГТС, содержащей критерии безопасности ГТС, а также проведение регулярных и преддекларационных обследований ГТС;
      2. организовывать эксплуатацию ГТС необходимо в соответствии с нормами законодательства РФ о техническом регулировании, регламентирующими требования к надежности и безопасности зданий и сооружений; ФНП в области безопасности ГТС; иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к безопасности ГТС;
    • требования к декларированию безопасности ГТС.

    Так, предусматривается, что собственник ГТС или эксплуатирующая организация при составлении декларации безопасности ГТС должны обеспечивать определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования ГТС.

    Одновременно уточняются полномочия Ростехнадзора в области безопасности ГТС и порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС. Например, заявителю предоставляется возможность направить декларацию безопасности ГТС на госэкспертизу в форме электронного документа с помощью Единого портала госуслуг. При этом соответствующее заявление может быть подписано:

    • усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП);
    • усиленной неквалифицированной электронной подписью;
    • простой электронной подписью.

    Напомним, что нарушение требований к обеспечению безопасности ГТС может повлечь административную ответственность по статье 9.2 КоАП РФ.

    Обновленные правила аккредитации

    НПА: Постановление Правительства РФ от 16.08.2023 № 1347 «О внесении изменений в Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда».

    Вступает в силу: 1 сентября 2024 года.

    Постановлением регламентируются следующие изменения в Правила аккредитации:

    • корректируется порядок оформления и подачи заявления о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
    • Минтруд России будет принимать решение о внесении изменений в сведения Реестра об аккредитованных организациях и ИП в течение 21 календарного дня со дня регистрации заявления (на данный момент срок составляет 30 календарных дней);
    • в случае подачи заявления в электронной форме, Минтруд России направит уведомление о принятом решении (возобновление аккредитации или отказ) непосредственно на портал Госуслуг.

    Единая государственная система учета несчастных случаев

    НПА: проект Федерального закона от 25.07.2023 № 409465-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

    Планируемый срок вступления в силу: 1 января 2024 года.

    Согласно проекту, Трудовой кодекс дополнят новой статьей 230.2 «Единый государственный учет несчастных случаев на производстве» и запустят единую государственную информационную систему (далее — ЕГИС) учета несчастных случаев (далее — НС) на производстве.

    Соответственно, в ЕГИС работодателям нужно будет вносить сведения о несчастных случаях на производстве, такие как:

    • данные об организации, на производстве которой произошел НС;
    • информацию о председателе и членах комиссии по расследованию группового НС на производстве, тяжелого НС и НС со смертельным исходом;
    • копии материалов и расследования, а также копии актов о расследовании группового НС, тяжелого НС, НС со смертельным исходом;
    • СНИЛС пострадавшего в результате НС на производстве;
    • сообщение работодателя (по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего) о последствиях НС и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.

    Кроме того, обязательным документом, содержащимся в материалах расследования НС, будет заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент НС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, выданное по запросу работодателя (его уполномоченного представителя).

    Обязанность информировать государственную инспекцию труда (далее — ГИТ) о подобных НС прямо лежит на всех работодателях, включая:

    • все юрлица, независимо от их отнесения к отдельным отраслям экономики, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения;
    • международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ;
    • семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
    • крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, и индивидуальные предприниматели, самозанятые, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о пенсионном страховании начисляются страховые взносы.

    Новый порядок проведения медосмотров

    НПА: проект Приказа Минздрава России от 06.07.2023 «Об утверждении Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) ‎и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичности, перечня медицинских противопоказаний ‎к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

    Планируемый срок вступления в силу: 1 марта 2024 года.

    Согласно планируемым изменениям будут применяться:

    • новый порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичность;
    • новый перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами;
    • новый перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

    Существенных изменений нет. Основания для медосмотров и их периодичность не изменились. Но если на предварительном медосмотре врач-психиатр установит возможные противопоказания к работе, то кандидата отправят на обязательное психиатрическое освидетельствование.

    Кроме того, новый порядок проведения медосмотров составили с учетом работы в электронном документообороте:

    • можно выдавать электронные направления на медосмотр, но необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), при этом традиционный способ выдачи направления на бумажном носителе сохранится;
    • медицинские организации (кроме тех, что обслуживают силовиков) должны будут в течение 1 рабочего дня со дня формирования медицинского документа (заключения или заключительного акта) передать сведения о результатах медосмотра в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в соответствии с Приказом Минздрава России от 07.08.2020 № 947н «Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов». Сейчас на это отводится 5 рабочих дней. Далее, из ЕГИСЗ сведения о прохождении медосмотра появляются в ФГИС СЭС в подсистеме выдачи личных медкнижек.

    Новые правила по охране труда

    НПА: проект Приказа Минтруда России «Об утверждении правил по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата».

    Планируемый срок вступления в силу: 1 марта 2024 года.

    Проектом предлагается ввести Правила по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата, которые установят новые требования:

    • к организации проведения работ;
    • к размещению технологического оборудования и организации рабочих мест;
    • при работе в условиях повышенных температур;
    • при работе в условиях пониженных температур;
    • при гололедно-изморозевых отложениях (далее — ГИО);
    • при сильных атмосферных осадках;
    • при очень сильном ветре, ураганном ветре (ураган), шквале, смерче;
    • во время грозы;
    • при управлении наземным транспортным средством (далее — ТС) в условиях ГИО;
    • при управлении наземным ТС в условиях плохой видимости;
    • при управлении наземным ТС при сильных атмосферных осадках (сильный ливень);
    • управлении наземным ТС в условиях сильного (порывистого) ветра.

    Требования Правил не будут распространяться на ведение работ по спасению людей: аварийно-спасательных и горноспасательных.

    НПА: проект Приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работах в условиях воздействия виброакустических факторов».

    Планируемый срок вступления в силу: 1 сентября 2024 года.

    Правилами будут установлены государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организациям и осуществлению основных производственных процессов и работ в условиях воздействия виброакустических факторов:

    • повышенного уровня шума и вибрации (в том числе общей и локальной);
    • воздействия инфразвука и ультразвука (в том числе воздушного и контактного).

    Правила не вводят новые требования, а актуализируют требования охраны труда, содержащиеся на данный момент в отдельных нормативных актах, регулирующих вопросы охраны труда при работах в условиях воздействия виброакустических факторов.

    Изменения в Трудовой кодекс РФ

    НПА: проект Федерального закона от 10.02.2023 «О внесении изменений в статью 213 и главу 36.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

    Планируемый срок вступления в силу: 1 сентября 2024 года.

    Личный кабинет работодателя по охране труда

    В Трудовой кодекс РФ планируется добавить статью 214.3 «Личный кабинет по охране труда работодателя». Минтруд определит порядок получения работодателями доступа к ЛКОТ, а также состав, порядок размещения, передачи и хранения документов о состоянии условий и охраны труда, в том числе — самопроверки.

    Условия для повышения квалификации лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда

    Согласно разработанному проекту будут созданы условия для повышения квалификации лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда. Планируется внесение следующих изменений:

    • органы исполнительной власти субъектов в области охраны труда смогут самостоятельно формировать структуру и численность подразделений, которые проводят госэкспертизу условий труда (далее — ГЭУТ), на основании рекомендаций федерального органа исполнительной власти;
    • лиц, осуществляющих ГЭУТ, обяжут проходить обучение и повышение квалификации в соответствии с федеральным законом и в порядке, установленном статьей 219 ТК РФ.

    Обновленный порядок расследования несчастных случаев

    В главу 36.1 ТК РФ «Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев» планируется внесение следующих изменений:

    • схему определения степени тяжести повреждения здоровья при НС на производстве будет устанавливать Минздрав совместно с Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 228.1 ТК РФ);
    • о случаях острого профзаболевания работодатель в течение суток сообщает в медицинскую организацию и Роспотребнадзор (статья 228.1 ТК РФ);
    • в перечень материалов расследования НС добавят «медицинское заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, выданное по запросу работодателя (его уполномоченного представителя)» (статья 229.2 ТК РФ);
    • включат определение грубой неосторожности (статья 229.2 ТК РФ);
    • форму медицинского заключения о характере повреждений в результате НС и рекомендации по ее заполнению будет устанавливать Минздрав совместно с Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 229.2 ТК РФ);
    • форму справки о заключительном диагнозе пострадавшего от НС на производстве и рекомендации по ее заполнению будет устанавливать Минздрав совместно с Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 230.1 ТК РФ).
    26.12.23
    11K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста