Vision Zero: от истоков к современности

На площадке Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда» в 2017 году состоялось подписание Меморандума между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению стратегии «Vision Zero» («нулевой травматизм»). В качестве глобальной эта стратегия была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. В статье расскажем, как возникла и развивалась философия нулевого травматизма, рассмотрим примеры реализации этой стратегии в разных странах мира и на разных этапах ее становления.

28.04.22
10K

Cодержание статьи

    Артём Крылов
    Шеф-редактор EcoStandard.journal, член экспертного центра по ESG-трансформации общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Возникновение стратегии Vision Zero на уровне предприятия

    Основанная в 1802 году в городе Уилмингтон, штат Делавэр, США, компания Дюпон начала свою деятельность с производства оружейного пороха. В 1815 году произошел взрыв, унесший жизни 9 работников фабрики. Ещё один взрыв, произошедший 19 марта 1818 года, разрушил большую часть порохового завода. 36 человек погибли, в том числе друзья семьи Дюпон. Жители города Уилмингтон, в черте которого находился пороховой завод, провели серию митингов с протестами против такого опасного соседства, что поставило само существование завода под угрозу.

    Пороховой завод Дюпон

    В результате этих трагедий тогдашний владелец завода Элитер Инерэ Дюпон внедрил на своем производстве новую философию безопасности, которая легла в основу современного понимания словосочетания «культура безопасности». Он поселил руководителей производственных подразделений вместе с членами их семей на территорию порохового завода. Сегодня это мера, безусловно, кажется чрезмерно жесткой (если не жестокой), но в то время она оказалась эффективной. Безопасность производства затрагивала лично каждого руководителя, что привело к установлению персональной ответственности каждого из них за обеспечение безопасности на заводе. Э.И. Дюпон также изложил первые правила безопасности. Он считал, что безопасность труда — это сфера ответственности линейного руководства, т.е. непосредственного руководителя работ. По его мнению, «ни один работник не может начать работать на новой или отремонтированной пороховой мельнице, если на ней лично не работал представитель линейного руководства».

    Безопасность стала важным фактором успешного долгосрочного развития компании. Именно с этого времени в компании «Дюпон» начали разрабатывать и внедрять новые подходы и методики к организации системы управления безопасностью.

    Основными, заложенными еще в начале XIX века, принципами формирования эффективной системы управления безопасностью стали:

    • все сотрудники должны понимать важность обеспечения безопасности;
    • в решение вопросов, связанных с безопасностью, вовлекаются сотрудники всех уровней, от высшего руководства до рядового работника;
    • ответственность за организацию ежедневной работы по обеспечению безопасности возлагается на линейных руководителей;
    • выстраивается проактивная система безопасности, то есть система предотвращения травм и происшествий посредством создания новой производственной культуры.

    В начале 40-х годов прошлого века на основании уже более чем столетнего опыта в компании разрабатываются и утверждаются десять принципов безопасности. Сегодня они уже практически хрестоматийны, но тем не менее, повторим их:

    1. Все производственные травмы и профессиональные заболевания можно предотвратить.

    С этого начиналась идеология подходов к безопасности компании в начале XIX века. Для того, чтобы реализовать этот принцип на практике, с начала 50-х годов до настоящего времени на предприятиях корпорации Дюпон ежегодно разрабатываются и реализуются программы по безопасности труда, которые можно сравнить с перечнем корректирующих мероприятий.

    2. Персональная ответственность руководства за безопасность труда.

    Причем здесь речь идет скорее не о высшем руководстве (что, безусловно, тоже имеет место), а о линейном руководстве, непосредственных руководителях работ. Этот принцип также остался неизменным с 1815 года и действует по сей день, т.к. высшее руководство ставит общие производственные задачи, а линейный руководитель не только формулирует задачу конкретному работнику, но определяет и контролирует безопасность ее решения.

    3. Все производственные риски можно контролировать.

    Это означает, что в компании должна эффективно функционировать система своевременного выявления (идентификации) опасностей (потенциальных источников причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу), есть соответствующий специфике деятельности метод оценки уровня риска и процедура разработки мер по снижению высоких рисков до уровня приемлемых.

    4. Обязательное условие работы в компании — соблюдение требований безопасности.

    Этот принцип очень важен, т.к. он устанавливает равную ответственность работника и руководителя за соблюдение установленных требований безопасности. Если существует требование по использованию средств защиты, то оно распространяется на всех без исключения, и его нарушение приводит к санкциям в отношении как рядового работника, так и в отношении руководителя любого уровня.

    5. Все сотрудники должны быть обучены работать безопасно.

    Качественное и углубленное обучение работника, постоянное развитие его навыков, начиная со стажировки на рабочем месте, продолжая в течение всего периода трудовой деятельности в компании, по мнению руководства, является залогом результативной и эффективной работы. Обученный работник тратит меньше времени на организацию своего труда, работает, как правило, с более высокой производительностью и, что самое важное, — не травмируется.

    6 и 7. Обязательное проведение аудитов безопасности и необходимость оперативного устранения всех отклонений от требований безопасности труда.

    Эти два принципа взаимосвязаны, так как первый направлен на выявление несоответствий, а второй — на устранение выявленных нарушений в процессе аудита или проверки.

    8. Люди — главный элемент любой программы безопасности и здоровья.

    Этот принцип стимулирует руководителей и специалистов искать наиболее результативные и эффективные пути создания и совершенствования здоровых и безопасных условий труда не с точки зрения экономической целесообразности, а с позиции наибольшего снижения риска и эффективности самого мероприятия.

    9. Соблюдение требований безопасности вне работы — важный элемент системы безопасности труда.

    Установление этого принципа обязывает работников компании соблюдать требования безопасности труда и за пределами своего рабочего места. Логика руководства компании проста: если работник соблюдает требования безопасности на работе, а в быту нарушает их, то очень скоро это опасное поведение вернется на рабочее место. С конца 90-х годов прошлого века компания Дюпон начинает вести статистику «домашнего травматизма».

    10. Соблюдение требований безопасности приносит прибыль.

    Специалисты компании «Дюпон», основываясь на опыте работы на собственных предприятиях и предприятиях заказчиков, в том числе и российских, выделяют наиболее значимые моменты, необходимые для построения эффективной системы управления безопасностью на любом предприятии:

    • высшее руководство признаёт, что управление безопасностью — одна из главных задач для всех руководителей, и готово в случае необходимости изменять ситуацию на предприятии;
    • руководство на всех уровнях демонстрирует на личном примере приверженность безопасности и лидерство в вопросах обеспечения безопасности;
    • ответственность за ежедневную пропаганду и обеспечение безопасности на рабочих местах лежит на линейных руководителях;
    • руководство понимает, что существенных результатов можно достигнуть, только формируя такую культуру производства, где важность вопросов безопасности признается всеми и все одинаково несут ответственность за исполнение требований безопасности.

    Помимо обширного производства, DuPont активно развивает консалтинговый бизнес — подразделение DuPont Sustainable Solutions (DSS) работает без малого 50 лет, причем производственная безопасность и охрана труда остаются важнейшими его направлениями. Одной из самых известных разработок DSS стала «Программа обучения наблюдению за состоянием безопасности» (Safety Training Observation Program, STOP), главная идея которой заключается в том, что контролировать условия труда должен каждый сотрудник предприятия независимо от должности и основных обязанностей. Разработки экспертов DuPont оказались совершенно универсальны и одинаково успешно использовались гигантами бизнеса в самых разных сферах — от Boeing до Danone.

    Эксперты DuPont Sustainable Solutions (DSS) эксклюзивно для EcoStandard.journal рассказывали о результатах своего исследования по развитию культуры безопасности в странах СНГ.

    Чтобы определить уровень культуры безопасности в своей организации, можно воспользоваться кривой Брэдли. Кривую Брэдли (Bradley Curve Model) создал в 1995 году сотрудник компании DuPont.

    Это был пример разработки и внедрения стратегии нулевого травматизма на корпоративном уровне. Далее рассмотрим примеры успешного внедрения этой стратегии на национальном, государственном уровне.

    «Японское чудо»: наука на службе производства

    В 1964 году в Японии была создана Ассоциация по безопасности и здоровью на производстве (JISHA). Целью создания Ассоциации было оказание содействия работодателям при внедрении на предприятиях программ предупреждения производственных рисков в соответствии с требованиями действовавшего тогда Закона о предотвращении несчастных случаев на производстве. Необходимость принятия закона и создания Ассоциации были обусловлены бурным экономическим ростом, которое впоследствии назвали «японским чудом».

    С момента основания Ассоциацией на предприятиях Японии было разработано и внедрено множество различных программ предупреждения производственного травматизма. А в 1973 году при поддержке Министерства труда Японии стартовала кампания «Всеобщее участие в обеспечении нулевого травматизма» («Zero-accident Total Participation Campaign»). Особенностью этой компании было то, что одним из ее элементов, помимо вопросов обеспечения безопасности, являлось внедрение методов контроля качества (тоже набравшее популярность в Японии в 60-70 годы).

    Безусловно, эта кампания не могла не носить отпечаток специфики японского менталитета. В материалах, размещенных на сайте Ассоциации, говорится о том, основной целью кампании являлось создание «жизнерадостного и яркого климата на рабочих местах», основанного на философии уважения к каждой человеческой жизни как уникальному и невосполнимому ресурсу. С позиции работника, а также с точки зрения ценности каждой человеческой жизни, кампания проповедует «нулевую терпимость» к случаям производственного травматизма, а высшей целью кампании является ноль аварийных ситуаций и заболеваний.

    Подготовка каждого работника предусматривала развитие таких навыков, которые бы позволили ему предпринять упреждающие действия для обеспечения безопасности, прежде чем произойдет несчастный случай.

    Например, огромную популярность имел курс обучения прогнозированию опасностей. Этот курс состоял из программы обучения 4 ступеней и включал в себя следующие элементы:

    • оперативное руководство групповым прогнозированием опасностей на рабочих местах на уровне управления;
    • прогнозирование индивидуальных опасностей на рабочем месте;
    • прогнозирование опасностей с использованием опросных листов;
    • прогнозирование одной опасности в группе;
    • обучение прогнозированию опасностей с использованием карточек, подразумевающих ответ на контрольные вопросы и самостоятельную проверку знаний;
    • прогнозирование опасностей на дорогах;
    • обучение прогнозированию опасностей при помощи проведения совещаний; обучение прогнозированию опасностей при помощи изучения уже произошедших катастроф.

    Принципы, на которых строились программы обучения, были очень простыми, и само обучение было направлено на то, чтобы привить работникам навыки быстрого распознавания и прогнозирования опасных ситуаций и соответствующего на них реагирования, зачастую просто обучая элементарным жестам, призванным привлечь внимание коллег к опасности и указать направление, в котором находится источник опасности. Такие, на первый взгляд, нехитрые и наивные приемы были довольно успешными, т.к. помогали не только лишний раз удостовериться в готовности оборудования к работе, но и в случае возникновения опасности быстро и однозначно предупредить об этом коллег. Особенно актуальным такой подход может быть для российских работодателей, активно использующих труд мигрантов, которые (это не секрет) не всегда в достаточной для обеспечения безопасности мере владеют русским языком.

    С точки зрения авторов этой кампании, цель нулевого уровня травматизма можно достигнуть только путем сочетания философии (духа компании) и эффективных техник.

    Также кампания состояла из трех ключевых элементов:

    1. Полная поддержка со стороны высшего руководства.
    2. Полный контроль соблюдения требований безопасности.
    3. Проявление инициативы по повышению безопасности на рабочих местах.

    Последний элемент описывается следующим образом: безопасность на рабочем месте не будет обеспечена до тех пор, пока в повседневную трудовую деятельность каждого работника не войдут установки «я не пострадаю» и «мой коллега не пострадает».

    Vision Zero «перезагрузка»: применение стратегии нулевого травматизма в Швеции

    Шведские исследователи провели обзор реализации стратегии Vision Zero в разных областях общественной жизни Швеции. Из всего комплекса рассмотренных примеров приведем два наиболее близких к нашей теме.

    Стратегия Vision Zero для безопасности дорожного движения

    В 1997 году в Швеции впервые на государственном уровне Министерством транспорта была утверждена стратегия в области безопасности дорожного движения, которую и назвали «Vision Zero». Принятие этой стратегии, по мнению её авторов, перевернуло традиционный взгляд на безопасность дорожного движения. Фокус с предупреждения аварий сместился на обеспечение того, чтобы ни один человек не погиб или не получил инвалидность в результате дорожно-транспортного происшествия. На уровне шведского Транспортного агентства было официально заявлено, что в процессе трудовой деятельности, на дорогах, на железной дороге, на морском или авиатранспорте не может быть и речи о том, чтобы хоть одно происшествие окончилось смертью пострадавшего.

    Согласно шведской стратегии Vision Zero на транспорте, главная проблема заключается не в том, что несчастные случаи происходят, а в том, заканчивается ли произошедший несчастный случай смертью или пожизненным увечьем. Чтобы предотвратить серьезные последствия несчастных случаев, важно, чтобы дороги и транспортные средства были адаптированы для обеспечения максимальной безопасности людей, которые их используют.

    Согласно официальной статистике, в ​​Швеции в период с 2000 по 2010 годы число жертв дорожно-транспортных происшествий сократилось наполовину, а число смертей водителей автотранспорта уменьшилось на 60%. Несмотря на то, что после 2010 года темпы снижения несколько замедлились, дороги Швеции по-прежнему остаются одними из самых безопасных в мире, и только 2,2 из каждых 100 000 шведов ежегодно погибают на дорогах по сравнению с 11, 2 в России (официальная статистика за 2019 год).

    В новой стратегии несовершенство человека рассматривается как данность, и водителю дается право на ошибку. Поэтому разработчикам системы дорожного движения (дорожной инфраструктуры, транспортных средств и т.п.) необходимо взять на себя основную ответственность за проектирование, поддержку и использование системы автомобильного транспорта и, следовательно, за обеспечение высокого уровня безопасности всей системы. Безусловно, и сами участники дорожного движения несут ответственность за соблюдение требований. Но если участник дорожного движения по какой-либо причине неосознанно нарушил требования, например, из-за отсутствия знаний, плохого самочувствия или недостаточных навыков, разработчики системы должны обеспечить дополнительные меры для предотвращения смерти или увечья.

    Традиционно считалось, что существует определенный «предел безопасности», т. е. некий минимальный уровень смертности и серьезных травм, определяемый по методу «затраты-выгоды» (когда затраты снижения рисков превышают экономические выгоды). В стратегии Vision Zero говорится, что «... никто не может погибнуть или серьезно пострадать из-за дорожно-транспортных происшествий в рамках системы автомобильного транспорта». В 2009 году Парламент Швеции принял решение об установлении промежуточной цели сокращения погибших в ДТП наполовину, а число серьезно раненых — на четверть.

    Научные исследования, проведенные в Швеции, показали, что изменение организации дорожного движения и повышение безопасности транспортного средства позволит снизить смертность при ДТП на 63%. Например, обычной практикой было решение проблем безопасности на перекрестках путем установки светофоров. По общему признанию, эта мера считается эффективной для сокращения общего количества ДТП, однако за счет увеличения скорости движения тяжесть всё же случившихся ДТП возрастет на порядок. С другой стороны, перекресток с круговым движением увеличивает вероятность ДТП, но снижает риск серьезных аварий в результате более низкой скорости. Таким образом, с точки зрения Vision Zero круговое движение предпочтительнее светофоров на перекрестках.

    Стратегия Vision Zero для предотвращения смертельного травматизма на рабочих местах

    В марте 2014 года, основываясь на статистических данных об увеличении частоты производственного травматизма, а также в связи с ростом количества дней нетрудоспособности на одного работающего, парламент Швеции начал диалог с социальными партнерами относительно применения стратегии Vision Zero на всех рабочих местах. Эту стратегию планировалось внедрять для искоренения случаев смертельного травматизма на производстве, увеличения инвестиций в научные исследования и обучение работников. По инициативе Парламента в 2015 году Правительство продолжило переговоры с основными сторонами трудовых отношений о совместной разработке стратегии. Стратегия Vision Zero для производства была представлена ​​в 2016 году и содержит три основных направления: устранение несчастных случаев со смертельным исходом, а также предотвращение производственного травматизма в целом; обеспечение устойчивой трудовой жизни трудоспособного населения; психологический климат на рабочем месте.

    Парадигма Vision Zero, представленная в стратегии, такова: «Никто не должен умереть или получить увечье в результате своей работы».

    Vision Zero от Ассоциации страхователей Германии

    Ассоциация страхователей Германии (DGUV) в 2008 году впервые официально включила стратегию Vision Zero в свои принципы профилактики. 28 ноября 2008 года представители профсоюзов и работодателей единогласно согласились на общем собрании DGUV подписать совместный документ под название «Профилактика окупается!». Во введении к документу говорится: «Рабочие места и учебные заведения должны быть оснащены таким образом, чтобы предотвратить несчастные случаи на производстве, в школе, или по дороге к месту работы или учёбы, а также предотвратить профессиональные заболевания и связанные с работой риски причинения вреда здоровью».

    Стратегия, разработанная DGUV, базируется на четырех основных принципах.

    Первый принцип: право на жизнь не подлежит обсуждению.

    Второй принцип: люди совершают ошибки.

    Третий принцип: способность справляться с физическими и психологическими нагрузками имеет решающее значение.

    Четвертый принцип: ситуационная профилактика — на первом месте.

    Международный уровень: МАСО

    В 2012 году Международная секция угольной отрасли МАСО, первая из 13 Международных секций МАСО, приняла решение разработать свою стратегию профилактики под названием «Vision Zero: безопасность и здоровье в угольной отрасли во всем мире!». Эта стратегия основана на убеждении в том, что даже в угольной отрасли меры предупреждения и профилактики могут создать условия, при которых "несчастные случаи на производстве ушли в прошлое, и никто не убит или не получил пожизненного увечья.

    В июне 2015 года на заседании Специальной комиссии МАСО по мерам профилактики в Южной Корее все секции единодушно решили присоединиться к стратегии Vision Zero.

    В рамках стратегии были разработаны 7 Золотых правил, которые, по мнению МАСО, должны помочь работодателям достичь уровня нулевого травматизм на своих предприятиях. На Всемирном конгрессе по охране труда в Сингапуре в сентябре 2017 года МАСО объявило о том, что стратегия Vision Zero приобретает международный статус. Тогда же было представлено и Руководство для работодателей по внедрению 7 золотых правил.

    В разработке и апробации Руководства участвовало 700 работодателей, специалистов и экспертов. Кроме того, предварительно было опрошено 300 экспертов-специалистов по охране труда относительно того, в реализации каких простых и эффективных мер по обеспечению безопасности у них имелся положительный опыт.

    Золотое правило № 1: Приверженность руководства

    Эта рекомендация устанавливает ответственность руководства за безопасность своих предприятий. Без демонстрации на личном примере приверженности первого лица декларируемым ценностям ни одна программа безопасности не будет работать, т.к. работники просто не поверят в искренность сделанных заявлений.

    Руководитель должен:

    • Подавать личный пример
    • Сделать безопасность приоритетом;
    • Поощрять безопасное поведение.

    Золотое правило № 2: Оценка опасностей и рисков

    Идентифицируйте опасности и риски, связанные с вашей производственной деятельностью посредством:

    • систематизации процесса оценки рисков;
    • идентификации, оценки и контроля заболеваний и несчастных случаев, связанных с вашей производственной деятельностью;
    • идентифицируйте и управляйте происшествиями и опасными ситуациями, которые не привели к утрате трудоспособности.

    Все инциденты должны регистрироваться и их причины должны анализироваться, даже если они не закончились временной утратой трудоспособности работников. Это правило нашло отражение и в новой редакции X главы Трудового кодекса РФ — учет микротравм стал обязательным.

    О том, как учитывать, расследовать и анализировать микротравмы, наш эксперт подробно рассказала в статье.

    Золотое правило № 3: установление целей и задач в области безопасности

    Вы должны расставлять акценты и устанавливать приоритеты, чтобы не тратить впустую свои ресурсы. Участие самих сотрудников и их представителей в этом процессе имеет решающее значение. Такое участие делает процесс обеспечения безопасности более устойчивым и эффективным. Эффективный внутренний обмен информацией и обратная связь также являются значимым фактором успеха.

    Устанавливайте цели и задачи в области безопасности:

    • разъясните цели и задачи среди сотрудников организации;
    • распространите свои цели на подрядчиков;
    • установите регулярный мониторинг показателей безопасности и здоровья работников;
    • пресекайте (наказывайте) небезопасное поведение;
    • поощряйте соблюдение правил.

    Золотое правило № 4: внедряйте системы управления безопасностью и здоровьем на рабочих местах

    Поскольку тщательное исследование причин производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве не связано с техническими проблемами, а происходит скорее из-за организационных сбоев, оптимальная организация производственных имеет большое значение. Среди прочего, это включает в себя такие вопросы, как делегирование полномочий, четко распределенные обязанностей и ответственности, обеспечение необходимых компетенций, регулярные обсуждения и инструктажи в отношении безопасности, обучение оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях, проблемы безопасности при внедрении новых технологий и привлечении внешних или партнерских компаний. Хорошая документация особенно важна в этом последнем случае.

    Разработайте систему управления безопасностью:

    • обеспечьте необходимые компетенции и знания персонала для безопасной работы;
    • четко распределите обязанности и ответственность;
    • установите обязанности и ответственность подрядчиков;
    • выделяйте ресурсы для необходимого консультирования внешними экспертами.

    Золотое правило № 5: при использовании оборудования и материалов всегда рассматривайте их с точки зрения безопасности и здоровья работников

    Правило № 5 касается требований к безопасности машин, производственных объектов, технического оборудования, дизайна рабочего места и, конечно же, средств индивидуальной защиты, то есть профилактики. Наилучший выход — это оценивать риски в отношении безопасности и здоровья при планировании и покупке нового предприятия, технологии, оборудования. При выборе мер защиты следует соблюдать порядок приоритетности: технические решения по приоритетности превосходят организационные меры, а предоставление средств индивидуальной защиты является последним барьером защиты работников от воздействия вредных производственных факторов, когда все остальные меры не кажутся максимально эффективными.

    • обеспечьте безопасную эксплуатацию оборудования;
    • обеспечьте своевременное техническое обслуживание в соответствии с эксплуатационной документацией;
    • используйте технологии, защищающие ваших работников от воздействия шума, пыли, вибрации и чрезмерного переутомления.

    Золотое правило № 6: развивайте необходимый уровень компетенции работников

    В первую очередь для компании это означает, что ее сотрудники систематически проходят повышение квалификации, а также то, что существуют четкие требования к компетенции, теоретическим знаниям и навыкам работников, необходимым для обеспечения безопасного производства работ, которые должны постоянно совершенствоваться.

    Инвестируйте в компетенцию своих сотрудников — это окупается во всех отношениях:

    • определите уровень компетентности для каждой профессии;
    • планируйте обучение и стажировки работников;
    • оценивайте уровень знаний работников.

    Золотое правило № 7: вовлекайте работников в обеспечение и повышение безопасности

    Делегируйте ответственность конкретным лицам. Спросите своих сотрудников об их идеях относительно улучшений в области безопасности и наблюдениях с точки зрения возможных рисков, связанных с выполняемой ими работой. Персонал, выполняющий работу, лучше других осведомлен о критических для безопасности ситуациями и знает точно, что безопасно, а что нет. Это также имеет большое значение для эффективного руководства, продуктивного общения и устойчивой корпоративной культуры.

    • изменяйте отношение ваших работников к безопасности с пассивного на активное;
    • используйте предложения работников для повышения уровня безопасности;
    • поощряйте безопасное поведение.
    28.04.22
    10K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста