Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Последствия и виновники. Выводы спустя 12 лет

12 лет назад произошла крупнейшая на территории России промышленная техногенная катастрофа — авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС). Событие унесло жизни 75 человек, нанесло экологический и экономический уроны, задействовало огромные человеческие ресурсы для проведения аварийно-спасательных работ и устранения последствий, а на полное восстановление гидроэлектростанции ушло 5 лет. Мы разобрали трагедию, предпосылки и нарушения, чтобы наглядно показать, как недобросовестный подход к реализации ОТ способен привести к фатальным последствиям.

17.08.21
55K

Cодержание статьи

    Арина Кораблева
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Станция до трагедии: предпосылки к аварии

    Саяно-Шушенская гидроэлектростанция — самая большая ГЭС на территории РФ и одна из наиболее мощных в мире. Строительство начали в 1968 году, а выпуск гидроагрегатов продолжался с 1978 года по 1985 год, в 2000 ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию. Среди предпосылок аварии можно выделить следующие:

    Гидротурбины СШГЭС РО230/833-В-677 имеют ряд недочетов, в числе которых наличие большой зоны не рекомендованной работы: когда гидроагрегат попадает в эту зону, функционирование турбины происходит с мощными гидравлическими ударами в проточной части и громким звуком. Из-за того, что зона не рекомендованной работы разделяет две зоны, в которых гидроагрегат функционирует, каждый раз при существенной перемене мощности гидроагрегат вынужден проходить не рекомендованную зону.

    СШГЭС была оборудована системой группового регулирования активной и реактивной мощности (ГРАРМ), позволяющей автоматически менять нагрузку на гидроагрегаты в зависимости от текущих потребностей энергосистемы. ГРАРМ не допускал работу гидроагрегатов в не рекомендованной зоне, однако он никак не ограничивал переходы через зону по мере изменения мощностей гидроагрегатов по командам ГРАРМ. Так, за 2009 год второй гидроагрегат совершил 232 перехода через не рекомендованную зону, суммарно проведя в ней 46 минут.

    Гидроагрегаты подлежат периодическому ремонту. Гидроагрегат № 2, с которого 17 августа 2009 года и началась авария, проходил последний капитальный ремонт в 2005 году, а средний ремонт накануне аварии: с 14 января по 16 марта 2009 года. После он был введен в постоянную работу, при этом персоналом были отмечены повышенные вибрации (являющиеся по сути отправной точкой), но в пределах допустимых значений. В результате анализа Ростехнадзора позже выяснилось, что на момент аварии 41 из 49 шпилек была разрушена по резьбе из-за усталостного излома.

    По мере работы гидроагрегата вибрации возрастали, и уже к концу июня 2009 года они превысили допустимые значения, продолжая расти. Максимально допустимая амплитуда вибраций составляет 160 мкм, к 8 утра дня трагедии подшипник крышки турбины вибрировал с показателем 600 мкм, в момент аварии значение достигло 840 мкм. Главный инженер, согласно должностной инструкции, был обязан прекратить работу гидроагрегата для установления причин повышения вибрации, чего сделано не было. Также в 2009 году на втором гидроагрегате установили систему непрерывного виброконтроля, однако в эксплуатацию ее не ввели и, соответственно, оперативный персонал и руководство станции не могли учитывать показатели системы при принятии решений.

    Как все произошло? История трагедии

    17 августа 2009 года с 8:12 по указанию ГРАРМ осуществлялось снижение мощности второго гидроагрегата. В это время данный гидроагрегат начал входить в не рекомендованную зону, в результате чего шпильки крышки турбины оборвались, произошла разгерметизация, и машинный зал начало затапливать огромным количеством воды. Затоплены оказались зал, все помещения под ним, ремонтные мастерские и 10 гидроагрегатов мощностью 640 МВт каждый (в рабочем состоянии находились все, кроме шестого — он был в резерве). Замыкание в машинном зале привело к потере энергоснабжения станции, поэтому автоматические системы управления гидроагрегатов, которые должны прерывать их работу в случае аварийных ситуаций, не сработали, только гидроагрегат № 5 был ими остановлен до потери электричества.

    Примерно в 8:30 оперативный персонал в составе 8 человек проник в помещение на гребне плотины и вручную на протяжении часа сбрасывал аварийные затворы. Только к 9:30 поступление воды в машинный зал было прекращено. Около 11:40 открыли затворы водосливной плотины, и баланс расхода через гидроузел начал восстанавливаться.

    Далее началось расследование, по результатам которого виновными в аварии были признаны 7 сотрудников станции: директор Саяно-Шушенской ГЭС Николай Неволько (получил 6 лет колонии общего режима), главный инженер Андрей Митрофанов (6 лет колонии общего режима), его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко (получили 5.5 лет и 5 лет 9 месяцев колонии общего режима), работники мониторинговой службы оборудования ГЭС Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач (получили 4.5 года колонии без права в дальнейшем занимать руководящие должности). Все обвинялись в нарушении правил ОТ, которое повлекло по неосторожности смерти людей. Приговор объявили только 24 декабря 2014 года, если бы этого не произошло до 17 августа 2015, то все виновные были бы освобождены по причине истечения срока давности.

    Владимира Белобородова освободили по амнистии, то же коснулось фигурантов Александра Матвиенко и Александра Клюкача: 26 мая 2015 года они были освобождены по амнистии к 70-летию Победы в ВОВ.

    Аварийно-спасательные работы, восстановление и нанесенный ущерб

    Аварийно-спасательные работы начались практически сразу после аварии. В поисково-спасательных операциях участвовали 2700 человек (2000 сотрудников ГЭС, остальные — работники Сибирского регионального центра МЧС и подразделений ОАО «РусГидро»), и было задействовано более 200 единиц техники. В ходе водолазных работ спасли 2 человек, которым повезло оказаться в воздушных карманах: спустя 2 часа и 15 часов после аварии.

    20 августа началось откачивание воды из машинного зала, уже к 23 августа работы по устранению воды стали завершаться, к этому моменту число погибших составляло 69 человек (последний погибший был найден спустя еще месяц). В тот же день поисково-спасательные работы перешли в восстановительные, по итогу было разобрано 5000 м³ завалов, откачано более 277 000 м³ воды и собрано 324,2 т маслосодержащей эмульсии в акватории Енисея.

    Помимо человеческих жертв, урон от аварии был следующий:

    • разрушение гидроагрегатов № 7 и № 9 в результате поступления воды на турбины, разрушение статоров и крестовин генераторов;
    • крушение стен и перекрытий машинного зала около 2,3 и 4 гидроагрегатов потоками воды и разлетающимися обломками, завал 3, 4 и 5 гидроагрегатов;
    • дефицит мощности в энергосистеме Сибири, в результате этого было ограничено энергоснабжение на ряде кузбасских предприятий;
    • отключение Саянского и Хакасского алюминиевых заводов, снижено энергоснабжение Красноярского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, а также завода ферросплавов в Кемерово.

    На полную реконструкцию станции ушло более 5 лет (последний гидроагрегат был запущен в ноябре 2014, а работы по групповому регулятору активной и реактивной мощности, по автоматической системе пожаротушения, АСУ ТП и системе контроля завершили только ноябре 2017 года), 41 млрд рублей был потрачен только на восстановление станции, не считая выплат пострадавшим, родственникам погибших и штрафов за экологический урон.

    Влияние на экологию

    В акваторию Енисея попало около 40 тонн трансформаторного масла, которое распространилось на 130 км. Особенность этого масла — содержание диоксинов, которые имеют свойство долго сохраняться в природе и входят в первый класс опасности органических соединений.

    В результате утечки масла погибло примерно 400 тонн промышленной форели в хозяйствах: у этой рыбы не было возможности уплыть, в отличие от той, что находилась в реке и смогла уйти по течению.

    Примечательно, что после устранения масляного пятна в Енисее не были проведены экспертизы воды или рыбы.

    Роспотребнадзор оценил ущерб экологии в 469,4 млн рублей. В августе 2012 года арбитражный суд Хакасии взыскал с «Русгидро» 110,6 млн рублей.

    Нарушения требований ОТ — основная причина трагедии

    В качестве предварительных версий причины аварии выдвигались предположения о гидроударе, взрыве трансформатора и разрушении турбины из-за заводского дефекта — ни одна не подтвердилась.

    Согласно итоговому докладу комиссии по расследованию, основными причинами трагедии названы: непринятие мер к оперативной остановке гидроагрегата № 2 и для выяснения причин вибрации.

    В Акте технического расследования сказано о совокупности причин халатного и технического характеров, об организационных просчетах, повлекших за собой аварию.

    В докладе Ростехнадзора отмечается:

    • замминистр энергетики РФ Вячеслав Синюгин не обеспечил создание условий для качественной оценки реального состояния безопасности СШГЭС и своевременную организацию строительства дополнительного водосброса, а также не принял меры по замене рабочих колес на гидроагрегатах для снижения влияния нерекомендованных зон;
    • генеральный директор ТГК-1 Борис Вайнзихер, ответственный за реализацию стандартов РАО «ЕЭС» не обеспечил на должном уровне безопасную эксплуатацию оборудования;
    • экс-глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс согласно документу «утвердил Акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса. При этом не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС»;
    • главный инженер СШГЭС в 1983-2006 годах Валентин Стафиевский знал о реальном состоянии СШГЭС, но не создал условия для принятия мер по безопасной эксплуатации оборудования;
    • председателем Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию СШГЭС Анатолием Дьяковым акт приемки был подписан с оценкой «хорошо», что не соответствовало действительности;
    • министр энергетики РФ Игорь Юсуфов не обеспечил реальный госконтроль и надзор за безопасной эксплуатацией объектов энергетики.

    Причастные к трагедии занимали указанные должности на момент аварии.

    Таким образом, первопричины катастрофы заключаются в недобросовестном исполнении своих обязанностей и в нарушениях со стороны должностных лиц, отвечающих за организацию и обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, а также в злоупотреблении служебным положением руководством станции.

    Модернизация станции

    После аварии было принято решение о проведении комплексной реконструкции ГЭС: установили новое оборудование с улучшенными характеристиками, которое соответствует требованиям безопасности.

    В числе новых характеристик следующие:

    1. Срок службы гидроагрегатов увеличен с 30 до 40 лет;
    2. Для сокращения износа открытые распределительные установки заменили на устройства закрытого типа (КРУЭ 500 кВ);
    3. На турбинах установлена новая система защиты для автоматической остановки агрегата;
    4. Установлен соответствующий современным международным требованиям береговой обводной водосброс, позволяющий осуществлять дополнительный пропуск воды до 4000 куб.м/сек;
    5. На всех ГЭС в РФ еще в 2009 году министерство энергетики РФ обязало установить регистрационные устройства («черные ящики»).

    Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС стала примером негативной практики множественных нарушений в области ОТ со стороны руководящих лиц, отразила низкую ответственность эксплуатационного персонала и отсутствие профессионализма руководства, которые повлекли за собой смерти работников, экологическое загрязнения и экономические последствия. Эксперты отметили несостоятельность технической политики российского правительства. Система контроля безопасности страны претерпела значительную модернизацию, реализация которой осуществлялась в течение нескольких лет после трагедии.

    17.08.21
    55K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    alex alex
    18 июня 2023
    По тексту понятно, что тема слишком сложна для автора. "Строительство начали в 1968 году, а выпуск гидроагрегатов продолжался с 1978 года..." - станция не пороизводит агрегаты, а использует "запуск" Вибрации, усталость металла, нерекомендуемая зона - всё очень сложно. Но хотя бы количество можно написать правильно?? Крышка крепилась на 80-ти шпильках Ø80mm. "... выяснилось, что на момент аварии 41 из 49 шпилек ..."