Геймификация в охране труда. Спецпроект EcoStandard.journal. Часть 2

Применение игр в обучении по охране труда — тренд последних лет. С развитием геймификации появляется всё больше вариантов того, в каком виде проводить обучающие игры, учитывая целевую аудиторию и технические возможности компаний. Во второй части нашего большого спецпроекта рассказываем о шести самых популярных игровых подходах для обучения по ОТ: от аналоговых настольных игр до цифровых инструктажей в виртуальной реальности. А о том, что такое геймификация, как она реализована за рубежом и какие российские компании уже внедрили её у себя, читайте в первой части спецпроекта.

18.05.22
11K

Cодержание статьи

    Арина Трескунова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Настольная игра

    Как решить такую непростую задачу, как создание эффективной стратегии вовлечения сотрудников в обучение по охране труда? Ведь зачастую именно к обучению в этой сфере персонал имеет формальный подход, когда сотрудники не хотят тратить время на «неэффективные», по их мнению, занятия, физически не могут усвоить предоставляемую информацию из-за большого объема.

    Чтобы найти ответ на этот сложный вопрос, необходимо признать следующие взаимосвязанные условия:

    • Вовлеченность — самый ценный ресурс. Успех или провал любого бизнес-процесса компании, в том числе обучения, будет зависеть от уровня вовлеченности сотрудников.
    • Лучший способ повысить вовлеченность — дать работникам как можно более интересный и увлекательный опыт. А это можно сделать с помощью игры.

    Один из форматов, который наиболее часто приходит на ум, когда речь заходит о геймификации — настольная игра. Яркое игровое поле, знакомые с детства взаимодействия с фишками, кубиками, харизматичный ведущий — формула успеха для обучения самым, казалось бы, сложным и скучным вещам. Игроки передвигают фишки по игровому полю, соревнуются друг с другом, получают эмоции и запоминают их, таким образом закрепляя в памяти знания, полученные в ходе игры.

    В корпоративной культуре настольные деловые игры используют, чаще всего, в процессе развития управленческих навыков, лидерских качеств, коммуникации команды и специальных знаний и умений — продаже продукта, проверке знаний, оценке персонала и т.д.

    В сфере охраны труда ключевой целью внедрения подобных деловых игр становится не только вовлеченность сотрудников, сколько реальная проверка имеющихся знаний и обучение конкретным методам поведения работников в опасной производственной среде.

    Ирина Козырева
    Бизнес-тренер

    Так, настольная игра «Маркер безопасности» направлена на идентификацию опасностей и рисков в производственных подразделениях и их визуализацию с помощью знаков безопасности, сигнальной разметки и маркировки. Цель игры — смоделировать безопасное поведение работников с помощью визуализации опасностей и повысить вовлечение персонала к вопросам культуры безопасности.

    Механика игры представляет из себя следующее: в начале участники случайным образом попадают на одну из локаций производственного цеха и получают начальное количество валюты и два вида карточек: знаки безопасности (по категориям) и их описание.

    Основное игровое поле состоит из производственного цеха, разделенного на 12 участков (зон), где проводятся различные виды работ, например, малярные, сварочные, работы на высоте, которые относятся в том числе к работам повышенной опасности.

    Задача игроков заключается в том, чтобы за минимальное время определить риски на своем участке, внести их в карточку реестра рисков и обозначить на поле с помощью знаков и разметки. За правильные ответы участники получают бонусы и «захватывают» новые участки.

    Aлексей Козырев
    Разработчик игры «Маркер безопасности»

    Дополнительно от ведущего поступают определенные вводные, непредвиденные ситуации, без которых не обходится ни один производственный процесс. Например, на сварочном посту произошел несчастный случай вследствие нарушений требований безопасности. Игрокам следует выполнить действия по определению корректирующих мероприятий.

    На игровом поле возможно размещение дополнительных локаций, например: склад, гараж, котельная, офисные помещения. Большое преимущество данного игрового решения заключается в том, что можно трансформировать локации под специфику своей компании. Таким образом, получается настольный симулятор производственных процессов любой компании.

    Aлексей Козырев
    Разработчик игры «Маркер безопасности»

    Плюсы

    Взаимодействие с физическими объектами (фишки, карточки) задействует моторную память, позволяющую закрепить полученные в процессе игры знания. Формат настольной игры — наглядный, яркий, способствует сплочению коллектива благодаря работе в командах. Игру можно использовать многократно.

    Минусы

    Необходимость физического контакта может быть ограничена (например, в пандемию действует запрет на проведение массовых мероприятий), а дистанционный формат игры организовать проблематично. За один сеанс игры возможно обучить лишь небольшое количество сотрудников (группы до 15-20 человек).

    Интерактивное видео

    Когда говорят о геймификации, подразумевают, что наполнение обучения остается примерно таким же, как в привычной нам письменной инструкции, только представляют его в виде различных игровых механик: вводятся уровни, баллы, добавляется соревновательный момент. Но, как и в традиционном обучении, существует проблема с мотивацией работников, и геймификация зачастую решает её с помощью наград, получаемых в ходе игры. Тогда появляется другой вопрос: закрепляются ли у человека знания, полученные в процессе борьбы за награду? Далеко не всегда.

    Вывод таков: необходимо прийти к тому, чтобы мотивация к обучению шла не извне, за счёт наград, а чтобы само обучение было наградой. В этом может помочь формат интерактивного видео от первого лица.

    Что такое интерактивное видео в контексте обучения по охране труда? Это целое кино, позволяющее пользователю оказаться в различных ситуациях, где существует угроза здоровью или даже жизни. Ситуации эти могут произойти в офисе, на производстве, складе или даже в поле, где производятся посевные работы.

    Механика обучения с помощью интерактивного видео такова: игрок «проживает» рабочий день, постоянно сталкиваясь с потенциальными опасностями. Перед лицом опасности ему необходимо решить, как поступить, опираясь на знания по охране труда: задержать уезжающий лифт, попросив подождать и нажать на кнопку открытия дверей, а не поставив в проём руку, достать что-то с верхней полки, вызвав штабелёр, а не карабкаясь на стеллаж и так далее. В кадре его окружают коллеги — профессиональные актёры и каскадёры, и от решений игрока порой будет зависеть не только его собственная безопасность, но и безопасность окружающих.

    Алексей Матвеев
    Основатель компании «Интерактивное видео», методист и режиссёр

    Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

    Вы идёте по офисному коридору и видите, что в проходе на полу лежит чья-то флешка. Как поступите?

    Решаем не трогать флешку, так как она чужая, и идём дальше. Мимо проходит девушка-коллега, и вдруг мы слышим её крик за своей спиной. Она упала, поскользнувшись об оставленную нами флешку, и подвернула ногу. Выбор был сделан ошибочно, закадровый голос сообщает: «Упавшие предметы на полу — это угроза для вас и для ваших коллег, так что выбирайте другой вариант».

    Ситуация возвращает нас назад, чтобы пользователь мог, проанализировав полученный опыт, сделать правильный выбор. Выбираем правильный вариант — поднять флешку с пола. На этот раз получаем положительную обратную связь.

    Теперь рассмотрим ситуацию, которая может произойти при работе на складе. Вам необходимо взять коробку со второго яруса, но с земли достать её не получится. Какой из предложенных вариантов верный?

    На стеллажи и паллеты забираться запрещено. Выбираем вариант с вызовом штабелёра, и он оказывается верным.

    Структура интерактивного видео построена на главном принципе обучения взрослых людей — цикле Дэвида Колба: опыт — анализ — теория — отработка. Обучающийся действует и сталкивается с последствиями своих действий, далее закадровый голос анализирует, что именно было верно или нет, даётся фрагмент теории и возвращение к выбору. Такая структура обеспечивает максимальное усвоение информации.

    Алексей Матвеев
    Основатель компании «Интерактивное видео», методист и режиссёр

    Плюсы

    Исключены отвлечённые примеры, громоздкая теория и картинки — обучающийся помещён в реальную рабочую ситуацию, которую видит от первого лица, а не со стороны. Последствия верных и неверных действий демонстрируются на экране, поэтому откладываются в памяти лучше.

    Минусы

    Для съёмки интерактивного видео необходима профессиональная команда: режиссёр, методист, оператор, профессиональные актёры и каскадёры. Необходимо смоделировать яркие, эмоционально окрашенные ситуации и проработать интересный сценарий.

    Онлайн-игра

    Мир вокруг нас стремительно меняется, и вместе с сознанием людей меняется подход к повседневным вещам — в том числе к обучению. Сегодня на работу в компании приходят молодые сотрудники, у которых с детства были компьютеры, мобильные телефоны, телевизоры, одним словом — экраны. Внимание у них работает по-другому, им не так просто сконцентрироваться на обучающей информации, подаваемой в устной или письменной форме, поэтому нужны различные формы интерактивного взаимодействия — чтобы было быстро, легко и увлекательно. Едва ли это про традиционный инструктаж.

    К тому же, для большинства форматов обучения по охране труда, как ни крути, требуется очное присутствие. Даже геймификационные решения — будь то технологии VR или настольные игры — подразумевают, что человек взаимодействует со специальным оборудованием или материалами, и взаимодействие это происходит оффлайн. А тенденция такова, что в период пандемии подобное интерактивное обучение организовать сложно; более того, многие сотрудники в принципе всегда работают удалённо, но знание основ безопасного поведения и охраны труда никто не отменял, так же как не снимал с работодателя ответственность за этих сотрудников. COVID-19 помог многим рабочим процессам перекочевать в онлайн-среду, и обязательное для всех обучение по охране труда не стало исключением.

    Онлайн-игры по охране труда — универсальный инструмент, удобный для использования, так как почти у каждого из нас есть компьютеры с выходом в Интернет. К тому же, решается вопрос с обучением для небольших компаний и малого бизнеса, когда нет возможности тратить деньги на приобретение специального оборудования.

    Информация, полученная в ходе такого обучения, лучше усваивается благодаря аудиовизуальному взаимодействию, активируются знакомые с детства поведенческие паттерны: пользователь, играя за персонажа от первого лица, получает эмоции от самого формата видеоигры, самостоятельно принимает решения и оттачивает навыки безопасного поведения.

    Одно из онлайн-решений для обучения по охране труда, существующих сегодня на рынке — игровая платформа HSE Games. Это универсальное решение для работников офиса и тех, кто работает удалённо. Игры в HSE Games разбиты на тематические модули, каждый из которых подсвечивает всевозможные повседневные бытовые риски, о которых мы часто даже не задумываемся. Помимо возможности обнаружить риски игроку предлагается выбрать вариант их устранения и объясняются причины и последствия, что может пойти не так. Этот навык формирует задатки риск-ориентированного поведения.

    Виктория Носаченко
    Директор по коммуникациям HSE Games (входит в Tactise Group)

    Игра открывается в веб-браузере, проходить её можно с любого компьютера без строгих требований к ПО. Механика такова: пользователь по ссылке открывает веб-страницу игры, выбирает режим — офис или удалённая работа — и попадает в ряд ситуаций, где ему нужно решить, что лучше сделать с точки зрения безопасности труда.

    Основная цель игры — повысить культуру безопасности среди офисных сотрудников. Кажется, что требования охраны труда придуманы для производства, где опасные ситуации окружают тебя со всех сторон, поэтому офисный персонал редко ассоциирует себя с этим понятием. Тем не менее, травмы, полученные от шнура, тянущегося по полу через весь офис, карандашей, оставленных остриём вверх или горячего кофе часто недооценены. Человек долго работает на одном месте и у него «замыливается» глаз на такие вещи; игра позволяет обратить внимание сотрудников на опасности и выстраивать причинно-следственные связи.

    Виктория Носаченко
    Директор по коммуникациям HSE Games (входит в Tactise Group)

    Работодатель, использующий такой подход к обучению сотрудников, выглядит в их глазах неравнодушным, креативным и современным. Тем самым, можно говорить о повышении лояльности сотрудников к компании.

    Обучение не является скучным и обязывающим, сотрудники проходят его в любое удобное время по своему желанию. Основная цель игры достигается — это повышение вовлечённости всех сотрудников в вопросы безопасности на рабочем месте.

    Виктория Носаченко
    Директор по коммуникациям HSE Games (входит в Tactise Group)

    Плюсы

    Для онлайн-игр требуется только компьютер — не нужно закупать специальное оборудование. Пользователь может проходить обучение в любое удобное для него время, количество обучающихся также не ограничено.

    Благодаря сценариям игр и тому, что пользователь в виртуальной среде взаимодействует с объектами от лица своего персонажа, знания усваиваются лучше, так как идёт визуальное и эмоциональное подкрепление.

    Минусы

    Могут возникнуть сложности с пользованием игр через корпоративный интернет, так как они загружаются на сторонние ресурсы.

    Викторина

    Применять геймифицированный подход в охране труда стали не так давно. Тем не менее, уже появилось большое разнообразие игровых подходов, основная часть которых требует крупных финансовых и временных затрат: это и закупка специального оборудования, и разработка дизайна вкупе с расходами на типографию. В то же время есть более понятные широкой публике и менее сложные для реализации форматы — викторины на основе телешоу.

    Разберем явление викторин на примере игры «Что? Где? ОТ!», разработанной компанией EcoStandard group специально к БиОТ-2021. Это готовое решение, которое состоит из простых элементов: нужен ведущий, игроки, разбитые по командам, капитаны, специалист по охране труда для разъяснения полученной информации, продуманные сценарий и вопросы для участников. Для полного погружения во всем известную телеигру пригодятся также заранее подготовленные видео от «телезрителей» и декоративные элементы в виде волчка, гонга и т.д.

    Первый раунд: игроки делятся на команды с помощью жеребьевки. Капитаны крутят волчок, а ведущий задаем им вопросы по охране труда. Баллы получает та команда, которая первее остальных дала правильный ответ.

    Второй раунд посвящен оценке рисков, актуальной сейчас процедуре, проводить которую с 1 марта 2022 года придется всем компаниям в обязательном порядке. В этом блоке пригодятся заранее подготовленные вопросы от «телезрителей»: например, видео от представителей необычных профессий. Игрокам предстоит по короткому ролику с рассказом об условиях труда идентифицировать опасности на рабочем месте и в качестве ответа предложить самые неочевидные из них. Здесь правильный ответ называет сам автор видео, а специалист по охране труда и оценке рисков поможет понять методику и потренироваться в определении вредных и опасных факторов.

    Цель третьего раунда в том, чтобы угадать секретный предмет в ящике.

    Задания из второго и третьего раундов можно чередовать между собой неограниченное количество раз.

    Анастасия Муратова
    Контент-менеджер EcoStandard group

    Такая простая, казалось бы, игра не только развлекает и вовлекает работников и специалистов по охране труда — ее цель куда более глубокая и практичная. Опыт показывает, что проведение викторины по охране труда позволяет:

    • проверить знания;
    • сплотить команду;
    • обменяться опытом с профильными специалистами, топ-менеджерами компаний или представителями органов власти — это зависит только от того, кого именно пригласить на игру;
    • в легкой форме научиться определять профессиональные риски и планировать мероприятия по снижению их уровней;
    • получить теоретическую базу по охране труда и правовому регулированию;
    • в доступном формате разобрать любые законодательные изменения.

    Проведенная нами игра позволила собрать в одной команде представителей различных сфер, работодателей и работников, линейных руководителей и специалистов по охране труда, что позволяет рассмотреть вопросы оценки рисков с различных сторон. «Что? Где? ОТ!» сплотила участников команды, убрала «иерархические барьеры» и полностью погрузила в суть темы.

    В рамках игры рассмотрены кейсы от зрителей (видео и вопросы), в которых необходимо было не просто идентифицировать «типовые» опасности, а выявить наиболее «нетипичные». Это позволяет расширить кругозор в вопросах идентификации опасностей на предприятии и принимать во внимание не только стандартные решения, но и учитывать региональные факторы, специфику конкретных производственных процессов и многое другое.

    Глобальная цель игры — не допустить формализма в проведении оценки профессиональных рисков.

    Константин Кириллов
    Руководитель отдела технического контроля EcoStandard group

    Так как игровые методики — это гибкий формат, никаких сложных процессов для внедрения не понадобится. «Что? Где? ОТ!» можно адаптировать под любые цели, участников и организации — нужно только определить задачи конкретной игры, прописать сценарий, вопросы и выбрать участников.

    Например, эта игра может выполнять функцию внутренней проверки знаний специалистов по охране труда или быть площадкой для общения представителей разных компаний и органов власти.

    Плюсы

    Игра требует минимальных финансовых вложений, способствует тимбилдингу и обмену опытом с ведущими специалистами и руководителями. Она легко адаптируется под потребности конкретной организации.

    Минусы

    Чтобы вовлечь сотрудников в процесс, необходимо детально продумать ход игры, удерживать соревновательный баланс: чтобы игрокам было интересно соперничать друг с другом, но при этом не было конфликтов в коллективе.

    Игра живого действия

    Традиционное обучение по охране труда, включающее в себя блок обучения оказанию первой помощи, зачастую не соблюдает баланс между теорией и практикой: либо даётся слишком много теории и нет отработки навыков, либо практика проводится вне теоретического контекста. Слушатели лекций и вебинаров изучают в теории, как вести себя, если коллега упал в обморок, порезал палец, ударился током, что делать, когда произошёл пожар или обрушилось здание. Люди учатся накладывать жгут, делать сердечно-лёгочную реанимацию и перевязывать рану.

    Чаще всего знания, вынесенные с такого обучения, перемешиваются у человека в голове. В результате, попав в реальную ситуацию, человек из раза в раз накладывает жгут при незначительном ранении, проводит сердечно-лёгочная реанимацию человеку с сердцебиением, а пострадавшему без сознания дают понюхать нашатырь, провоцируя аллергическую реакцию или ожог дыхательных путей.

    Как же закрепить большой объём знаний, чтобы он оставался в голове? Как запомнить правильный алгоритм действий и научиться анализировать ситуацию, пользуясь полученными знаниями, прежде чем действовать? Всему этому помогает контекст ситуации, создать который позволяет игра живого действия.

    Что такое игра живого действия — понятно из названия: это игра, в которой обучающиеся помещаются в воссозданную жизненную ситуацию, и вынуждены принимать решения и действовать, опираясь на полученные ранее знания. Их решения и действия обязательно разбирает ведущий-эксперт. Таким образом, игре живого действия всё равно предшествует традиционное теоретическое обучение, но закрепить полученные знания, применив их на практике, помогает именно игра.

    В качестве примера рассмотрим игру живого действия по оказанию первой помощи, которую в рамках обучения для предприятий проводит врач-травматолог Нина Гурвич.

    Механика игры такова: всех присутствующих на игре ведущий разделяет на команды по 2-3 человека. Затем зачитывает ситуацию, в которой произошёл несчастный случай, повлёкший за собой целую цепочку событий — мини-ситуаций. Каждая мини-ситуация достаётся определенной команде и даётся время на её разбор и принятие решения о дальнейших действиях по оказанию первой помощи.

    Нина Гурвич
    Врач-травматолог, преподаватель ООО "ЦОТПБ "ЛигаПРОФ"

    По прошествии времени игроки должны не только выработать алгоритм действий, но и продемонстрировать — друг на друге, манекене или на ведущем — что будут делать в предложенной ситуации, при этом им предлагается использовать подручные средства или средства из аптечки, если есть такая необходимость.

    Нина Гурвич
    Врач-травматолог, преподаватель ООО "ЦОТПБ "ЛигаПРОФ"

    Ведущий-эксперт анализирует принятые участниками решения: если они неправильные — описывает, как они могут усугубить ситуацию и тогда участникам придётся разбираться уже с последствиями. Таким образом, чем меньше ошибок допускают участники, тем быстрее решается ситуация.

    Нина Гурвич
    Врач-травматолог, преподаватель ООО "ЦОТПБ "ЛигаПРОФ"

    Обычно игра разрабатывается в соответствии со спецификой деятельности организации: если это транспортная компания, может быть предложена ситуация с аварией на дороге, производственным рабочим — несчастный случай в цеху, повлекший за собой цепочки травматических событий, и даже персонал в отеле будет учиться оказывать помощь постояльцам и друг другу.

    Но есть и универсальные ситуации, в которые может попасть каждый из нас. В таком формате игру удобно проводить в местах, где собираются представители разных сфер деятельности, например, на выставках или форумах. Пример универсального сценария (приведён отрывок):

    Катаясь на крыше локомотива, зацепер получил удар электрическим током. Потеря сознания составила около 40 секунд. Наряд линейной полиции поймал его и вызвал скорую помощь, но от госпитализации он категорически отказывается, просит отпустить домой. Внезапно, во время выяснения обстоятельств происшествия, из-за неаккуратных действий и чрезмерной эмоциональности начальника поезда у зацепера пошла кровь из носа.

    От вида крови девушке-проводнице становится плохо, она бледнеет и сползает на пол, теряя сознание. Пассажиры подхватывают её под руки и усаживают в кресло, вторая проводница пытается привести в себя пострадавшую при помощи нашатыря.

    Две команды получают карточки с описанием каждой ситуации и решают, что делать. Всё как в реальной жизни: можно пытаться вспомнить, можно «гуглить» — лишь бы решение было принято скорее и оказалось верным. Участникам команды нужно не только предложить решение, но и обосновать его, чтобы было понятно, зачем они совершают то или иное действие.

    Нина Гурвич
    Врач-травматолог, преподаватель ООО "ЦОТПБ "ЛигаПРОФ"

    Плюсы

    Игра живого действия учит не только разрабатывать алгоритм действий в теории, но и применять его на практике. Благодаря тому, что участники представляют себя в стрессовой ситуации, знания подкрепляются эмоциями, а соответственно откладываются в голове лучше.

    Игра универсальна — она легко адаптируется под любые предприятия и производства; необходимо лишь поменять сценарий, а риск несчастных случаев и травматизма есть везде.

    Минусы

    Для разбора ситуаций необходим опытный эксперт, который способен просчитать последствия принятых решений и дать комментарии по ним. В связи с этим проблематично организовывать игру самостоятельно.

    Виртуальная реальность (VR)

    Формат инструктажей и тренингов по охране труда существует давно и в чём-то себя изжил: тексты, написанные в формальном стиле, не воспринимаются и не запоминаются без интерактивного подкрепления, так как в современном мире мы привыкли к обилию аудио-визуальной информации. К тому же молодое поколение зачастую не осознаёт последствий нарушения требований безопасности, так как не видело их своими глазами, в отличие от тех, кто работает давно и многое видел.

    Некоторые компании для решения обозначенных проблем используют физические имитаторы или специальные учебные полигоны. Сложность в том, что необходимо организовывать командировки к месту проведения обучения, физические имитаторы тяжело транспортировать, а при отработке навыков на полигоне есть риск получения травмы.

    Другая сторона вопроса — обучение работе на дорогостоящем оборудовании. Как обучить работника без риска больших расходов на ремонт и закупку нового оборудования в случае того, если что-то пойдёт не так? Каждая ли компания может себе такое позволить?

    В реальной жизни мы не можем воспроизвести все возможные сценарии развития событий, не можем позволить себе ломать оборудование и крушить конструкции. Зато все эти возможности открывает нам виртуальная реальность.

    Усвоению информации, получаемой в формате VR, помогает взаимодействие с симулятором через несколько органов чувств — зрение, слух, а при применении специальных костюмов — даже через осязание.

    Дарья Александрова
    Специалист ООО «Промвиар»

    Обучение в виртуальной реальности происходит без угрозы для жизни и здоровья, риска для оборудования и производственного цикла, а ситуации, которые невозможно или сложно имитировать в реальности, легко воссоздаются в виртуальном мире.

    VR обучение по охране труда охватывает самые разные аспекты профессиональной деятельности, такие как:

    • проведение технических мероприятий по подготовке рабочего места до начала выполнения работ;
    • выбор и применения средств защиты в зависимости от вида выполняемых работ;
    • выбор подходящих инструментов и приспособлений;
    • проверка исправности и надежности используемых инструментов и приспособлений;
    • и многое другое.

    Комплект для обучения включает программно-аппаратный комплекс, содержащий обучающую программу (файл), VR-шлем и ноутбук.

    Мария Муравьёва
    Руководитель проектов «VR в промышленности» ГК «Деловые информационные системы»

    В качестве примера рассмотрим тренажёры виртуальной реальности ГК «Деловые информационные системы». Они работают в трёх режимах:

    1. Обучение. Система знакомит пользователя с правильной последовательностью действий в аварийных ситуациях и при выполнении работ повышенной опасности.

    2. Тренировка. Пользователь выполняет все действия с подсказками системы и голосового помощника, а в случае выполнения действий с нарушениями или в неправильной последовательности, ощущает все негативные последствия на себе.

    3. Экзамен. Пользователь выполняет все действия самостоятельно, без подсказок, по итогам прохождения сценария выставляется оценка с комментариями о допущенных ошибках.

    Плюсы

    VR-тренажёры — недорогие и мобильные инструменты, предоставляющие возможность отрабатывать навыки не «в полях», а в удобном и безопасном месте. Исключен риск поломки дорогостоящего оборудования в процессе обучения и получение сотрудником травм.

    Минусы

    Установку необходимо профессионально обслуживать, а со стороны заказчика может быть дефицит необходимых для этого кадров.

    18.05.22
    11K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста