Безопасность - реальность или иллюзия?

Находиться в безопасности — базовая потребность человека, без которой он не может полноценно жить: работать, отдыхать, развиваться и быть счастливым. Казалось бы, с каждым годом наш мир становится безопаснее за счёт новых изобретений и технологий: подушки безопасности в автомобилях, страховочные тросы для работы на высоте, спецодежда, но на самом деле состояние полной безопасности в современном мире — это всё ещё иллюзия. Рассказываем, почему это так.

06.06.22
2K

Cодержание статьи

    Лариса Черемисина
    Руководитель по охране труда ПАО МегаФон

    Мифы о безопасности и ошибка выжившего

    Чтобы быть в безопасности, человеку нужно соблюдать определённые правила. Делать это зачастую мешает ошибка выжившего — ситуация, когда люди делают выводы по единичному удачному опыту и результату небезопасных действий, в дальнейшем распространяя этот опыт на все случаи небезопасного поведения.

    Например, вам рассказал знакомый, что он переходил дорогу на красный свет, по дороге смотря в телефон, и с ним ничего не произошло; в подобной ситуации вы сделаете выбор в пользу такого же небезопасного поведения, основываясь на единичном опыте своего знакомого, но последствия уже могут быть печальными.

    Подобных примеров ошибок выжившего вокруг нас множество: они существуют от того, что никто не ведёт статистику по ситуациям с негативным опытом, в котором результат и последствия были нежелательными и даже трагическими.

    Ещё одно препятствие на пути к полной безопасности — ложные убеждения, а точнее — распространённые мифы о том, что что-то безопасно, хотя таковым не является. Рассмотрим несколько таких мифов на примере автомобильных ремней безопасности.

    Первый миф — в автомобиле можно не пристёгиваться ремнями безопасности при низкой скорости движения (20-60 км/ч). Необходимость пристёгиваться закреплена законодательно, но многие воспринимают ремень безопасности не как средство для спасения жизней, а как то, за что можно получить штраф.

    Этот миф можно развеять с помощью элементарных математических расчётов. Силу столкновения в аварии можно сравнить с падением человека с большой высоты. Если посчитать высоту гипотетического падения, используя данные о скорости автомобиля и величине свободного падения (g=10 м/с*с), можно получить следующие неутешительные результаты.

    Как видим, столкновение на скорости 60 км/ч можно сравнить с падением с пятого этажа. Это значит, что нельзя недооценивать такую меру, как ремень безопасности, даже при малых скоростях движения автомобиля.

    Второй миф связан с использованием заглушек вместо ремней безопасности (или привычкой застёгивать их за спиной водителя). Развеять его помогают краш-тесты, показывающие силу удара подушек безопасности и последствия от попыток обмануть умные машины для «условно хитрого» человека.

    Слышали ли вы когда-нибудь, что в автомобилях достаточно пристёгиваться только тем, кто сидит спереди, а на задних сидениях это необязательно? Это и есть третий миф о безопасности. Его также помогает развеять краш-тест, который наглядно показывает, как не пристёгнутые пассажиры на втором ряду сидений в случае столкновения могут убить пассажиров первого ряда сидений, даже если те пристегнулись.

    Как приблизиться к глобальной безопасности?

    Итак, мы доказали, что состояние безопасности — пока не объективная реальность, а иллюзия. Как же приблизиться к тому, чтобы она стала реальностью? Конечно, технологии делают нашу жизнь безопаснее, но прежде всего нужно работать не с тем, что вокруг человека, а с тем, что у него в голове. Помогает в этом развитие культуры безопасности.

    Культуру безопасности в последние годы активно развивают на корпоративных уровнях. На наш взгляд, компании могут сделать свой вклад в безопасное общество с помощью проектов корпоративной социальной ответственности (КСО): в их рамках проводятся тренинги, лекции, игры по развитию культуры безопасности не только среди самих сотрудников, но и среди членов их семей. Эту систему можно представить как дерево, корни которого — компании-работодатели, ствол — сотрудники компаний, а крона с многочисленными ветками — члены семей сотрудников.

    В результате внедрения таких проектов КСО выгоду получают все: общество становится более осознанным по отношению к своей безопасности, а для компаний появляются потенциальные сотрудники с высокой культурой безопасности, а также здоровые потребители продуктов и услуг.

    06.06.22
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста