Изменения в законодательстве по охране труда. Март 2022

В марте 2022 года изменения в законодательстве по охране труда были как плановыми, так и экстренными, учитывающими геополитическую обстановку. Мораторий на проверки бизнеса, обновления чек-листов, организация контроля в области промышленной безопасности на опасных объектах Минобороны РФ — обо всех изменениях подробно рассказываем в статье.

01.04.22
11K

Cодержание статьи

    Снежана Кузьменко
    Руководитель отдела охраны труда EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Приостановка требований об изменении инструкций по охране труда

    1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». На данный момент действие данного приказа приостановлено до 1 января 2023 года (согласно Приказу от 17 марта 2022 года № 140н).

    Цель рассматриваемого законопроекта будет заключаться в помощи по реализации мер, направленных на осуществление первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкцинного давления.

    То есть, если до 1 января 2023 года ИОТ в организациях не будут соответствовать требованиям приказа № 772н, то штрафные санкции за такое несоответствие не последуют.

    Таким образом, все ИОТ, которые разрабатывались на основе приказа 772н будут по-прежнему актуальны, изменять их не нужно. Приказ № 140н лишь отсрочка для работодателей по приведению своих ИОТ в соответствии с приказом 772н. Это означает, что проверять наличие пересмотренных инструкций по охране труда в 2022 году не будут.

    Новые формы проверочных листов для контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права

    Приказом Роструда от 01.02.2022 № 20 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Ведомство утвердило 78 новых форм проверочных листов.

    Объемный документ, включающий 967 страниц, содержит широкий список проверочных листов. Они касаются содержания трудовых соглашений, порядка трудоустройства, порядка прекращения действия трудовых договоров, организация труда инвалидов, лиц до 18 лет, иностранцев, предоставления времени отдыха и др.

    Из всего перечня чек-листов 11 связаны со сферой охраны труда. Это:

    • информирование работников об условиях и охране труда, о риске повреждения здоровья, о гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты, которые им полагаются;
    • разработка правил и инструкций по охране труда;
    • организация расследования и учета несчастных случаев на производстве;
    • организация обучения по охране труда;
    • проведение специальной оценки условий труда;
    • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров;
    • эксплуатация отдельных видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;
    • эксплуатация помещений, зданий, сооружений, оборудования;
    • соблюдение предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
    • соблюдение отраслевых и межотраслевых соглашений.

    В приказе Роструда от 1 февраля 2022 года № 20 особые оговорки отсутствуют, поэтому инспекторы Роструда не должны использовать вопросы, не указанные в проверочных листах.

    Контролирующие органы имеют право использовать чек-листы во время плановых контрольных мероприятий, внеплановых проверок, контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с программами проверок.

    В соответствии с приказом Роструда № 20 утрачивают силу:

    • приказ Роструда от 10 ноября 2017 года № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
    • приказ Роструда от 11 апреля 2018 года № 201 «О внесении изменений в приказ Роструда от 10 ноября 2017 года № 655»;
    • приказ Роструда от 3 августа 2020 года № 153 «О внесении изменений в приказ Роструда от 10 ноября 2017 года № 655».

    Новый порядок проведения медосмотров для авиационного персонала

    Минтранс РФ приказом от 11.02.2022 № 41 утвердил Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, лиц из числа специалистов авиационного персонала.

    Действие приказа распространяется на специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации, не подлежащих медицинскому освидетельствованию во врачебно-летных экспертных комиссиях гражданской авиации.

    Обязательные предварительные и периодические медосмотры включают в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и проводятся в целях определения состояния здоровья лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, включенных в соответствующий перечень, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 г. № 240.

    В соответствии с документом, предварительный и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями или иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии специальной лицензии. Для проведения таких обязательных медосмотров формируются постоянно действующие врачебные комиссии.

    В документе содержатся нормы проведения предварительных осмотров для специалистов авиационного персонала, регламентирован порядок проведения периодических осмотров для вышеназванных лиц. Также Приказом установлен порядок проведения химико-токсикологических исследований.

    Также установлена периодичность проведения обязательных медосмотров для различных категорий специалистов, а также закреплены рекомендуемые образцы документов, необходимых для прохождения таких медосмотров.

    Рекомендуемые образцы:

    • Таблица. Периодичность обязательных медицинских осмотров, участие врачей-специалистов, лабораторные и функциональные исследования при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации.
    • Направление на периодический осмотр специалиста из числа авиационного персонала гражданской авиации.
    • Перечень лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам.
    • Поименный список специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам.
    • Общие сведения об организации гражданской авиации, необходимые для составления заключительного акта по результатам периодического медицинского осмотра.

    Постановление о разработке НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

    Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 № 255 были установлены Правила о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    Правила определяют порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    Документ регламентирует, что к НПА, содержащим требования охраны труда, относятся:

    • правила по охране труда;
    • иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда;
    • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

    Данные проекты НПА могут разрабатываться:

    • организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
    • федеральными органами исполнительной власти.

    После рассмотрения проектов актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений они утверждаются Минтрудом РФ.

    Новая форма проверочного листа для экологического, технологического и атомного надзора в области промышленной безопасности

    Приказом Ростехнадзора от 01.02.2022 № 23 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Ростехнадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

    Проверочный лист содержит 46 контрольных вопросов.

    Плановые выездные проверки, проводимые должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом обязательных требований.

    Новая форма проверочного листа для контроля в области гражданской обороны

    25.02.2022г. официально опубликован приказ МЧС России от 04.02.2022 № 61 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны».

    Приказ МЧС разработан в соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

    В случае обязательного применения проверочного листа плановые рейдовые осмотры и плановые выездные проверки не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований.

    Одновременно с этим утрачивает силу действующий в настоящее время приказ МЧС России от 27.02.2018 № 78 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны».

    Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса

    В России до конца 2022 года будет действовать мораторий на проведение проверок бизнеса. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

    Постановлением предусмотрен запрет на проведение до конца 2022 года плановых проверок.

    Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

    1. В рамках федерального государственного санитарноэпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:
      • дошкольное и начальное общее образование;
      • основное общее и среднее (полное) общее образование;
      • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
      • деятельность детских лагерей на время каникул;
      • деятельность по организации общественного питания детей;
      • родильные дома, перинатальные центры;
      • социальные услуги с обеспечением проживания;
      • деятельность по водоподготовке и водоснабжению.
    2. В рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:
      • дошкольное и начальное общее образование;
      • основное общее и среднее (полное) общее образование;
      • деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
      • деятельность детских лагерей на время каникул; родильные дома, перинатальные центры;
      • социальные услуги с обеспечением проживания.
    3. В рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;
    4. В рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

    Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит.

    Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

    В документе отмечается, что проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

    Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    Контрольный орган вправе незамедлительно приступить к внеплановой проверке с извещением прокуратуры, если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса стали факты:

    • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
    • вреда обороне страны и безопасности государства;
    • возникновение ЧС природного и/или техногенного характера.

    Как видно, абсолютное большинство внеплановых проверок в обязательном порядке должно быть согласовано с прокуратурой. Например, когда в рамках системы управления рисками выявлены факты причинения вреда. Теперь нельзя будет провести проверку из-за незначительных нарушений.

    Если на момент вступления в силу Постановления внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок. За исключением внеплановых мероприятий и проверок, проведение которых разрешено в рамках моратория.

    Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на момент вступления в силу Постановления, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

    Предписание об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу выдадут исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:

    • причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
    • возникновения ЧС природного и техногенного характера;
    • ущерба обороне страны и безопасности государства.

    Выдача предписаний по итогам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом недопустима.

    Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на этот день, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. То есть ходатайство или заявление от контролируемого лица не нужно.

    Контролируемое лицо вправе направить просить о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня его срока. Такое ходатайство или заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

    Проведение общероссийского мониторинга условий и охраны труда

    Приказом Минтруда России от 03.03.2022 № 101 утверждено Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда, а также даны рекомендации о проведении такого мониторинга.

    Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее — мониторинг).

    Целью мониторинга является комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению.

    Основными объектами мониторинга являются:

    1. Состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах.
    2. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
    3. Установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
    4. Предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
    5. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    6. Федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
    7. Государственная экспертиза условий труда.
    8. Разработка и совершенствование нормативной правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации.
    9. Разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда.
    10. Информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда.
    11. Проведение специальной оценки условий труда.
    12. Реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
    13. Профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда.
    14. Предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
    15. Осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
    16. Развитие социального партнерства в сфере охраны труда.
    17. Развитие международного сотрудничества в области охраны труда.

    Мониторинг проводится Минтрудом России с участием:

    • Федеральной службы по труду и занятости;
    • Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России;
    • ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России;
    • иных органов и организаций в пределах их компетенции.

    В Приказе также приводятся:

    • Перечень сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, рекомендуемых для представления органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда;
    • Перечень форм отчетности, сведения из которых представляются в Минтруд РФ для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.

    Новая форма проверочного листа для контроля безопасности гидротехнических сооружений

    Приказом Ростехнадзора от 25.02.2022 N 62 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Ростехнадзором и его территориальными органами при проведении плановых выездных проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

    В чек-листе представлено свыше 100 контрольных вопросов.

    Плановые выездные проверки, проводимые при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований.

    Контроль в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Минобороны РФ

    Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.02.2022 № 75 утверждено Положение об организации и осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации.

    Как следует из Положения, предметом госнадзора являются:

    1. Соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО) Минобороны России, обязательных требований, в том числе:
      • требований к безопасному ведению работ на ОПО;
      • требований промышленной безопасности к эксплуатации ОПО и применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на ОПО;
      • требований, включая требования пожарной безопасности, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на ОПО;
      • некоторых иных требований.
    2. Соблюдение изготовителями, исполнителями (лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя) и продавцами требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов.

    Согласно Положению госнадзор может осуществляться посредством:

    • профилактики нарушений обязательных требований;
    • организации и проведения надзорных мероприятий;
    • постоянного госнадзора на ОПО;
    • принятия мер по пресечению нарушений обязательных требований.

    Федеральный государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения надзорных мероприятий, постоянного федерального государственного надзора и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

    В целях информационного обеспечения федерального государственного надзора в органах гостехнадзора обеспечивается учет:

    • объектов федерального государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц;
    • сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований);
    • результатов взаимодействия органов гостехнадзора при организации и осуществлении федерального государственного надзора с контролируемыми лицами, органами прокуратуры, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления;
    • документов планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, надзорных мероприятий и использования специальных режимов федерального государственного надзора;
    • действий и решений должностных лиц органов гостехнадзора, принимаемых при организации и осуществлении федерального государственного надзора;
    • результатов проведения профилактических мероприятий, надзорных мероприятий либо использования специальных режимов федерального государственного надзора;
    • сведений о пресечении выявленных нарушений обязательных требований, об устранении их последствий и (или) о восстановлении нарушенного положения, существовавшего до таких нарушений;
    • сведений об информационном сопровождении иных вопросов организации и осуществления федерального государственного надзора.
    01.04.22
    11K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Лариса Бабунова
    28 ноября 2022
    В систему охраны труда должны были внесены изменения с 1 марта 2022 года, но 17 марта 2022 года вышел Приказ №140н « О не применении Приказа МТиСЗ РФ№772н». Распространяется ли Приказ №140н на дошкольные учреждения? Новые нормативные документы, инструкции по охране труда должны вестись с марта 2022 или с января 2023 года?