Наилучшие доступные технологии (НДТ): внедрение и развитие

Для любой организации расходы на разработку проектов, закупку и внедрение технологий и оборудования, предназначенного для очистки выбросов в атмосферу, сбросов в водную среду и утилизации отходов, входит в число непроизводительных затрат, которые снижают экономические показатели организации. Эти затраты противоречат формуле: «затраты — выгоды». Имеющийся зарубежный опыт показывает, что данное противоречие разрешается при переходе на наилучшие доступные технологии (НДТ). О самых современных технологиях, отраслях, в которых они применяются, преимуществах использования НДТ — рассказываем в статье.

25.07.22
391

Cодержание статьи

    Владислав Донченко
    Директор ФГБУН СПб НИЦ экологической безопасности Российской академии наук (НИЦЭБ РАН)

    НДТ: основные сведения

    НДТ (Best Available Techniques — BAT) — технологии и организационные меры, призванные предотвратить и в случае, если это невозможно, минимизировать общую нагрузку химических загрязнений промышленного характера на окружающую среду при приемлемых затратах, и включает следующие аспекты, которые применяются при оценке всего жизненного цикла предприятия, технологии или продукции:

    • наилучшие— обеспечение защиты окружающей среды наиболее эффективным способом по сравнению с остальными;
    • доступные — готовность разработанной технологии к внедрению, экономическая эффективность, техническая осуществимость, учет положительного опыта использования данной технологии на конкретных предприятиях;
    • технологии — совокупность процессов проектирования, строительства предприятия, использования технологий, вывода предприятия из эксплуатации по окончании жизненного цикла.

    В современных условиях российским предприятиям все чаще приходится сталкиваться с проблемами, которые связаны с глобальной политикой перехода к устойчивому развитию. Такой переход означает для компаний увеличение затрат на решение различных задач по экологизации производства и повышению уровня корпоративной социальной ответственности. Многие российские предприятия не могут позволить себе игнорировать политику устойчивого развития, поскольку сталкиваются с ее проявлениями как в рамках своих внешнеэкономических связей, так и внутри России.

    Если в странах ЕС принцип НДТ встраивался в механизм управления в условиях широкого внедрения новых ресурсосберегающих и малоотходных технологий (которое началось во второй половине 1970-х и особенно активизировалось в 1980-е гг.), объединяя промышленную и экологическую политику, то в России подобная ситуация еще не сложилась.

    Сейчас в России в части сокращения негативного воздействия на окружающую среду прогнозируется заметное усиление стимулирующих мер, направленных на ускорение перехода к устойчивому развитию, в частности введение пограничного компенсационного углеродного механизма (CBAM — Carbon Border Adjustment Mechanism) для поставщиков различной энергоемкой продукции, расширение льгот для производителей «зеленой» продукции и т. д. Таким образом, в более долгосрочной перспективе предприятия, которые раньше смогут адаптироваться к процессам устойчивого развития, смогут получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

    Принцип наилучших доступных технологий (НДТ) закреплен в Директиве ЕС о комплексном предупреждении и контроле загрязнения 96/61/ЕС и в Решении рекомендаций Совета ОЭСР о комплексном предупреждении и контроле загрязнения.

    В России институт НДТ был введен Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Формализация данного института проводится путем разработки и утверждения справочников НДТ.

    Следует отметить, что в экспертных заключениях по 219-ФЗ были отражены не только положительные аспекты перехода на НДТ и комплексные экологические разрешения, а также оценивались риски такого перехода, которые могут негативно отразиться на планах и сроках реализации главного направления экологической реформы.

    Принцип НДТ объединяет в себе комплекс мер по регулированию воздействия на окружающую среду, включая такие меры, как:

    • стимулирование внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных и эколого-ориентированных технологий;
    • контроль за загрязнением непосредственно на источниках образования разного рода загрязнения;
    • разработку программ осуществления мероприятий по сокращению выбросов, сбросов и образованию твердых отходов на основе соблюдения устанавливаемых экологических нормативов и принятых стандартов;
    • регулирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду с целью стимулирования природоохранной деятельности;
    • организацию экологического мониторинга функционирования предприятия;
    • внедрение системы экологического менеджмента на предприятиях и др.

    Интеграция перечисленных мер, работающих на экономическое развитие и экологическую безопасность государства, обеспечивает высокую эффективность подхода, основанного на принципе НДТ, и делает его привлекательным инструментом не только для достижения целей экологической и промышленной, но и социально-экономической политики в целом.

    НДТ ориентированы на максимальное использование исходных компонентов в целевых продуктах, а жизненный цикл этих продуктов продуманно вписывается в территориальные ресурсные циклы

    С целью формирования представления о текущем положении дел в России лаборатория микроэкономических процессов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН провела два исследования , которые касались таких аспектов устойчивого развития, как переход к наилучшим доступным технологиям (НДТ) и вторичная переработка производственных отходов (рециклинг).

    Обобщая результаты опросов, можно отметить следующие тенденции в области перехода к НДТ, использования вторичного сырья и рециклинга (данные исследований по СЗФО — прим.ред.):

    1. Заметная часть российских предприятий незнакома с задачей перехода к НДТ и не имеет четкого мнения по поводу их дальнейшего развития. Однако в СЗФО доля предприятий, не осведомленных о понятии НДТ, заметно ниже, чем в целом по стране;
    2. Предприятия СЗФО смотрят более оптимистично на возможные экологические эффекты от внедрения НДТ, чем в целом по России;
    3. Предприятия СЗФО в ряде случаев в процессе перехода к НДТ сталкиваются с теми же проблемами, что и предприятия других регионов России, но, судя по всему, имеют больший опыт адаптации к указанному процессу и вследствие этого чаще указывают на прямые экономические выгоды от перехода к НДТ;
    4. Около четверти опрошенных российских предприятий перерабатывает свои производственные отходы во вторичное сырье и использует его при изготовлении продукции, но за последние 3–5 лет радикальных сдвигов в области использования вторичных ресурсов и рециклинга в целом по России не наблюдается;
    5. Предприятия указывают на ряд ограничений, препятствующих осуществлению перехода к НДТ.

    На данный момент составлено 53 справочника по НДТ (актуализированных —15, утвержденных — 36, в разработке — 2)

    Проблема перехода на наилучшие доступные технологии

    Экспертизой отмечалось, что жесткое закрепление технологических нормативов НДТ и сроков их достижения всеми объектами, отнесенными к областям применения НДТ, требует от всех поименованных организаций-природопользователей перехода к НДТ в течение 7–10 лет.

    Период 2015–2018 гг. отводился для принятия необходимых подзаконных актов, составления справочников НДТ и постановки предприятий на государственный учет . Практическая реализация данного принципа началась в России с 01.01.2019 и в соответствии с принятыми нормативно-правовыми требованиями должна охватывать объекты, относящиеся к I и II категориям.

    Перечень подобных объектов до сих пор не утвержден Минюстом России и не подготовлены (и в том числе не приняты все необходимые подзаконные акты в отношении перехода на НДТ) и не реализованы некоторые другие условия, однако процесс перехода к функционированию промышленности страны на принципе НДТ активно реализуется

    Дифференциация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории (I–IV), по отношению к которым предусмотрено проведение различных мер регулирования, выступает в качестве ключевой меры в рамках формируемого подхода НДТ.

    По отношению к объектам I категории закон № 219-ФЗ вводит особое требование нормирования, предусматривающее необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР). Для получения КЭР предприятию необходимо разработать программу повышения экологической эффективности (включающую технологические показатели выбросов и сбросов в соответствии с НДТ в соответствующей отрасли), представить ее в Росприроднадзор, получить ее одобрение на Межведомственном совете по НДТ, пройти государственную экологическую экспертизу. До 2025 г. предполагается тиражирование данных требований на все остальные предприятия I категории.

    О том, что такое КЭР и как его получить, мы рассказывали в статье

    Для объектов II категории заявка на получение КЭР подается в Росприроднадзор юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями добровольно. Это условие, вероятно, связано с тем, , что предприятие может и не подавать заявку и тем самым уклониться от постановки на учет и избежать плановых проверок. Для объектов III и IV категорий предусмотрен порядок отчетности или вообще регулирование отсутствует.

    Принцип НДТ в России распространяется только на объекты I категории, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду

    Экологическая вредность объектов загрязнения определяется не только объемами выхода загрязняющих веществ, но и характером и структурой эмиссий, включая канцерогенность, мутагенность, тератогенность их ингредиентов, количественная оценка негативного воздействия которых часто проблематична.

    Проблемы, вытекающие из сферы механизма НДТ:

    • не учитываются такие явления, как синергизм и аддитивность взаимодействия загрязняющих веществ, выделяемых разными предприятиями, функционирующими в одном районе,
    • проблема формирования системы показателей, с помощью которых должен осуществляться контроль за экологической деятельностью производственных объектов со стороны природоохранных органов,
    • вопрос о возможности обеспечения систем дистанционными методами сбора информации, необходимыми измерительными и другими приборами отечественного производства,
    • в условиях России пока не созданы условия, благоприятствующие внедрению и развитию системы экологического менеджмента,
    • надзорные природоохранные органы не обладают необходимым и достаточным техническим потенциалом для контроля и мониторинга, для которых установлены экологические нормативы в виде норм ПДК,
    • в России не существует реестра выхода загрязняющих веществ и их переноса по воде и воздуху и др.

    На федеральном уровне необходимо обеспечить подзаконные акты и методические указания по переходу на новую систему проектирования и согласования проектов новых и реконструируемых объектов. Субъектам Российской Федерации по опыту других стран, уже использующих новую практику, необходимо разработать региональные перспективные программы поэтапного перехода на НДТ. На каждом этапе реализации программ устанавливать региональные экологические нормативы и утвердить планы-графики их поэтапного достижения.

    Информационно-технические справочники (ИТС) по НДТ

    В перечень областей применения НДТ входит хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:

    • добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;
    • добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;
    • добыча нефти и природного газа; производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;
    • добыча и обогащение угля и антрацита;
    • производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;
    • утилизация и обезвреживание отходов, в том числе термическими способами, и т.д.

    Информационно-технический справочник по НДТ (ИТС НДТ) содержит информацию по всему производственному циклу от выбора сырья до утилизации отходов — описание отрасли, в том числе используемые сырье и топливо; описание ее основных экологических проблем; список и описание НДТ для этого конкретного вида деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования; технологические показатели НДТ, где это возможно; методы снижения негативного воздействия на окружающую среду в применяемых технологических процессах; экономические показатели, характеризующие НДТ.

    Российские справочники, используя опыт европейских, разрабатываются на основе российских условий (технологий, оборудования, сырья, климатических, и экономических особенностей). В ряде случаев они содержат конкретные технологические показатели, которые должны быть достигнуты.

    Справочники НДТ — не нормативные документы, а ссылочные документы информационного характера. Они разрабатываются на основе анализа ситуации и сложившихся практик в конкретной отрасли. Из применяемых технологических процессов, технических способов, методов предотвращения и сокращения негативного воздействия на окружающую среду выделяются наиболее удачные.

    Значительную долю в НДТ занимают управленческие методы, тот же энергоменеджмент. Справочники — результат консенсуса всех вовлеченных сторон — предприятий, государства, представляемого уполномоченными органами, и общества. Задача — не установление верхней планки, а постепенное вытеснение наиболее «грязных» и устаревших производств.

    Справочники могут быть «вертикальными» и «горизонтальными». «Вертикальные» организованы по конкретным отраслям, а «горизонтальные» носят межотраслевой характер. В настоящее время начата разработка «горизонтального» справочника по НДТ обеспечения энергоэффективности: при Бюро НДТ сформирована соответствующая Техническая рабочая группа. Он будет учитывать опыт переведенного и адаптированного для применения в РФ европейского справочника в области энергоэффективности, который в свое время прошел обсуждение на ряде промышленных предприятий, с чиновниками Росприроднадзора, в экспертном сообществе.

    Преимущества перехода на НДТ

    Переход на НДТ предполагает внедрение автоматических телеметрических систем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и загрязнения водной среды для стационарных источников по установленным показателям. Что это дает:

    1. Постоянная регистрация уровней экологической безопасности конкретной технологии дает основания для реальных действий по экологической оптимизации технологических процессов;
    2. Телеметрическая информация о текущем загрязнении окружающей среды будет поступать в ситуационные центры самих предприятий-источников, а также в территориальные ситуационные центры органов государственной власти, МЧС, Минприроды, Минздрава и других государственных органов, заинтересованных в получении оперативной экологической информации;
    3. Переход на телеметрические системы технологического экологического контроля в комплексе с автоматизированными системами экологического мониторинга обеспечивает инвестиционную привлекательность инновационного рынка интеллектуальных технологий нового поколения. Предварительные оценки показывают, что масштабы этого рынка составляют не менее 500 млрд. рублей в год.

    Особое значение имеют предусматриваемые законами меры по стимулированию и государственному регулированию внедрения НДТ. Среди таких мер можно назвать:

    • налоговые льготы;
    • право на заключение специальных инвестиционных контрактов;
    • льготы, связанные с внесением платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
    • финансирование из федерального и региональных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    Налоговые льготы охватывают возможность возмещения процентов по инвестиционным кредитам в счет налога на прибыль (если при внедрении НДТ был предоставлен инвестиционный налоговый кредит). Кроме того, для основных средств предприятия может применяться ускоренная амортизация техники и технологий, относящихся к НДТ в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

    Специальные инвестиционные контракты предоставляют займы предприятиям на нужды модернизации производства; создание предприятий по производству продукции, не имеющей аналогов в РФ, и внедрение НДТ. Срок действия подобных контрактов должен быть не более 10 лет (при этом соответствовать времени выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет). Минимальный объем инвестиций составляет 750 млн руб. (при участии в финансировании органов власти разных уровней).

    Относительно предоставления льгот в отношении платы за НВОС, законодательством предусмотрен, во-первых, зачет платы за НВОС в счет инвестиций, и, во-вторых, освобождение предприятий от платы за НВОС после внедрения НДТ (при условии выхода загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов). Эта мера распространяется на объекты I категории, которые уже перешли на НДТ, а также на предприятия II категории, относящиеся к областям применения принципа НДТ.

    Средства из федерального и региональных бюджетов предполагается выделять в соответствии с бюджетным законодательством в виде субсидий и займов, а также из Фонда развития промышленности РФ. Из данного фонда финансируются проекты развития, проекты консорциумов и проекты в рамках отдельных отраслей (станкостроение, автомобилестроение, медбиофарма), а также лизинговые проекты по приобретению промышленного оборудования.

    Имеющиеся практические примеры показывают, что переход на НДТ позволит предприятиям успешно решать взаимосвязанные задачи обеспечения экологической безопасности, повышения энергоэффективности, снижения ресурсоемкости, импортозамещения и повышения конкурентоспособности, определенных требованиями справочников по НДТ, поэтому они активно участвуют в их разработке.

    Примеры использования НДТ

    Алгоритм выбора НДТ при реализации на предприятии:

    1. Потребление ресурсов (энергия, сырье, вспомогательные материалы)
    2. Факторы воздействия на окружающую среду ( выбросы, образование производственных отходов, образование сточных вод, шум и методы сокращения шумового воздействия)
    3. Возможность улучшения технологических показателей (в процессе реконструкции, внедрение технических средств и систем менеджмента)
    4. Экономическая рентабельность

    В качестве примера эффективного внедрения НДТ можно привести сертификацию выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. За четверть века пройден путь от ЕВРО-1 до ЕВРО-5. То есть на каждые пять лет устанавливались европейские достижимые нормы выбросов. Это классический пример поэтапного перехода на НДТ, включающий реализацию требований экологической безопасности и к двигателям и к топливу.

    Таким же примером могли бы стать водоканалы наших больших городов, которые уже перешли или переходят на НДТ, внедрили международные экологические стандарты и создали службы экологического менеджмента.

    Почти 20 лет назад ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» участвовал в эксперименте по переходу на комплексные экологические разрешения на природопользование на основе НДТ. Активная фаза проекта прошла успешно. В работе принимали участие российские и зарубежные специалисты, а также представители государственных природоохранных органов и пилотных предприятий. Предприятиям удалось внедрить технологии, которые тогда отвечали требованиям НДТ и сократить негативное воздействие на окружающую среду. Однако добиться нормативных показателей по санитарно-гигиеническим и рыбохозяйственным нормативам не удалось. Во-первых, европейские нормативы по многим показателям менее жесткие, чем российские, во-вторых, освобождение предприятий, входящих в эксперимент, от платы за негативное воздействие было признано незаконным и контролирующие органы в судебном порядке прекратили эксперимент, а его участники понесли наказание.

    25.07.22
    391
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста