“Зеленый курс России”: программа, цели и задачи внедрения низкоуглеродных мер

В сентябре прошлого года российское правительство уведомило о начале подготовки плана адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу. Власти готовятся к сокращению использования традиционных видов топлива и активному развитию возобновляемой энергетики. В 2020 году российское подразделение Greenpeace разработало концепцию «Зелёный курс России» и опубликовало рекомендации по внедрению низкоуглеродных мер в России. О том, подходят ли постулаты программы для реализации миссии, какие меры предлагает Greenpeace и какую роль играют региональные инициативы в документе — в  статье.

01.02.22
7K

Cодержание статьи

    Василий Яблоков
    Руководитель направления «Климат и энергетика» в российском Greenpeace

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    «Зеленый курс России»: идеи, задачи и актуальность

    Программа «Зеленый курс России» — видение развития страны до 2050 года с упором на экологические сектора экономики и снижением нагрузки на окружающую среду. В 2020 году Россия столкнулась с критическими экономическими вызовами, которые ставят под угрозу её дальнейшее развитие при сохранении современной экономической модели:

    • ограничение экономической активности вследствие пандемии COVID-19 и падение глобального спроса на ископаемое топливо;
    • резкое падение цен на энергетические ресурсы на мировых рынках с последующим восстановлением до более низких уровней, чем в начале 2020 года.

    Международное энергетическое агентство составило прогноз, согласно которому:

    • потребление нефти снизится на 8%,
    • потребление угля сократится на 7%,
    • потребление природного газа сократится на 3%,
    • потребление электроэнергии от ВИЭ возрастёт на 1%.

    Россия сталкивается с множеством серьёзных глобальных вызовов, среди которых:

    1. климатические изменения, которые перерастают в кризис,
    2. состояние экологического бедствия,
    3. топливно-энергетический комплекс как флагман развития российской экономики.

    11 января 2022 года Всемирный экономический форум опубликовал доклад Global Risks Report 2022, в котором назвал климатические проблемы основным глобальным риском

    Зависимость от ископаемого топлива несёт огромную угрозу для здоровья и благосостояния людей, приводит к значительному экономическому ущербу, и только переход на возобновляемые источники энергии, переход на циклическую экономику и устойчивое лесопользование сможет исправить ситуацию.

    К 2024 году Россия утвердит 78 национальных стандартов в сфере климата

    Участники заседания «Гражданское участие в обеспечении экологической безопасности и сохранении климата» согласились, что климатические изменения представляют собой угрозу не только для природы, но также для соблюдения прав человека: как основных — право на жизнь, свободу выбора места пребывания и жительства, так и экологических — в том числе конституционного права на благоприятную окружающую среду.

    От опасных климатических явлений Россия теряет 30-60 млрд рублей в год, а от таяния вечной мерзлоты — до 150 млрд рублей

    В настоящее время в государственных антикризисных программах России, а также в ключевых стратегических документах страны сделана ставка на рост и сохранение позиций в тех отраслях, которые исторически получили развитие в России. Сосредоточенность российской экономики на нефтегазовом секторе в период глобального энергетического перехода и активного развития зелёных отраслей создаёт угрозы национальной и экономической безопасности страны.

    Greenpeace совместно с Коалицией за «Зелёный курс России» представил программу «Зелёный курс России», составленную на основе предложений более 150 общественных организаций и экологически ответственных бизнес-ассоциаций при участии экспертов из Высшей школы экономики, МГУ, РАНХиГС и при консультации со Сколково и другими профильными организациями.

    «Зелёный курс России» представляет собой рамочную программу долгосрочного развития России на период до 2050 года, соответствующую ключевым современным глобальным документам развития — Парижскому соглашению по климату и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

    Целью «Зелёного курса России» является обеспечение нулевых чистых выбросов парниковых газов к 2050 году

    Россия должна показать пример климатического лидерства и вместе с другими крупными экономиками мира взять на себя ответственность по достижению климатической нейтральности к 2050 году.

    Среднесрочной целью «Зелёного курса России» является сокращение объёмов выбросов парниковых газов до уровня не более 40% от уровня 1990 года (сокращение выбросов на 60% по сравнению с 1990 годом и на 7,7% по сравнению с уровнем 2018 года). Данная цель должна быть установлена в составе первого определяемого в рамках Парижского соглашения на национальном уровне вклада в глобальное реагирование на изменение климата и закреплена в низкоуглеродной стратегии до 2050 года.

    Выполнение долгосрочной и среднесрочной целей может быть обеспечено за счёт мер по снижению и мер по поглощению выбросов.

    Направления «Зеленого курса России»

    В рамках «Зелёного курса России» предлагается реализация комплексов мер в трёх сферах:

    1. чистая энергетика
    2. циклическая экономика
    3. лесное хозяйство

    По направлению чистая энергетика:

    Чистая энергетика
    Планы Реальность сегодняшнего дня
    обеспечение производства 20% всей электроэнергии в стране за счёт ВИЭ (2030 г.) основу российской энергетики составляет природный газ
    отопление за счёт ВИЭ (2030 г.) ВИЭ (кроме ГЭС) находятся на начальном этапе развития: на них приходилось 0,28% производства электроэнергии (на 2019 г.)
    электрификация транспорта за счет ВИЭ (2030 г.) существенное отставание от других стран мира в области снижения энергоёмкости ВВП
    полный (100%-й) переход на возобновляемые источники энергии во всех секторах энергетики, включая электроэнергетику, тепловую энергетику и транспортный сектор (2050 г.) отсутствие нормативных требований к пробеговым выбросам парниковых газов новых автомобилей приводит к тому, что уровень выбросов парниковых газов отечественных автомобилей в 1,5–2 раза превышает нормы, принятые в Европейском союзе

    Атомная энергетика не рассматривается в качестве альтернативы ископаемому топливу ввиду высокой стоимости, длительных сроков строительства АЭС, риска аварий и нерешённой проблемы радиоактивных отходов

    Российское отделение Greenpeace обратилось к Михаилу Мишустину с требованием разработать план отказа от атомной энергетики и перенаправить деньги из этой отрасли на финансирование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Организация просит правительство не идти по ложному пути и дать поручение разработать и реализовать меры поэтапного отказа от субсидирования ископаемых видов топлива и атомной энергетики.

    Технологии улавливания и хранения углерода также не являются приемлемым способом снижения выбросов парниковых газов, поскольку с их помощью невозможно снизить выбросы до тех уровней, которых позволяет добиться переход на ВИЭ, и поскольку они не позволят прекратить добычу ископаемого топлива, наносящую вред окружающей среде.

    По оценкам Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), в соответствии с имеющимися планами по развитию ВИЭ, в России к 2030 году удастся избежать выбросов 12 млн тонн парниковых газов в атмосферу, что эквивалентно всего лишь 1% от общей эмиссии в России. Такое снижение является неприемлемо низким и не отвечающим целям Парижского соглашения по климату.

    Электрификация транспортного сектора идёт крайне медленными темпами. В 2020 году в России насчитывалось лишь 6,3 тысячи электромобилей (0,014% всех автомобилей), из них более 90% были подержанными.

    Сфера циклической экономики:

    Циклическая экономика
    Планы Реальность сегодняшнего дня
    переход к углеродно-нейтральному производству металлов, цемента и бетона в 2018 году 63% выбросов парниковых газов от промышленных процессов приходилось на производство чугуна и стали, аммиака и цемента
    переход к углеродно-нейтральному сельскому хозяйству низкая популярность устойчивых рационов питания
    обеспечить сокращение выбросов парниковых газов от потребления продуктов питания на душу населения до необходимого уровня отсутствие системного внедрения принципа «ноль отходов» на национальном уровне
    принять меры, направленные на развитие современных бизнес-моделей с низким уровнем образования отходов отсутствие скоординированного движения в сторону циклической экономики и соответствующих новых бизнес-моделей

    Направление лесное хозяйство:

    Лесное хозяйство
    Планы Реальность сегодняшнего дня
    переход от освоения оставшихся диких лесов к интенсивному лесному хозяйству на ранее освоенных землях лесной комплекс рассматривается как отрасль добывающей промышленности
    трансформация лесного комплекса в ресурсной части из отрасли добывающей промышленности в отрасль растениеводства прогрессирующее истощение хозяйственно ценных и экономически доступных лесных ресурсов
    обеспечение эффективного тушения лесных пожаров катастрофическая ситуация с кадровым обеспечением лесного хозяйства

    Ключевые предложения по реализации «Зеленого курса России»

    Меры перехода к новой модели развития должны в максимальной степени исключать прямые государственные расходы и должны быть сосредоточены на стимулировании частных инвестиций в зелёные секторы экономики, перераспределении субсидий от сектора ископаемого топлива и атомной энергетики в пользу возобновляемой энергетики, а также на совершенствовании институтов и регулирования.

    • разработка и реализация поэтапного отказа от перекрестного субсидирования в электроэнергетике
    • разработка дорожной карты развития биоэнергетики на основе отходов сельского, лесного и коммунального хозяйства
    • внедрение поквартирного учёта тепловой энергии через обязательное требование установки квартирных счётчиков тепла
    • стимулирование внедрения стандартов энергоменеджмента в организациях, включая международный стандарт ISO 50001
    • предоставление субъектам РФ возможности принимать самостоятельные решения относительно развития ВИЭ, не ограниченные предельными объёмами компенсации потерь сетевых организаций за счёт электроэнергии от ВИЭ на уровне не более 5%
    • введение запрета на производство и продажу новых автомобилей и прочих транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания
    • разработка государственной политики поддержки возобновляемых источников энергии в секторе отопления/охлаждения

    Развитие циклической экономики требует внедрения новых бизнес-моделей, в основе которых лежат менее углеродоёмкие материалы и процессы, а также отказа от экономики линейного потребления в пользу более устойчивой модели, предполагающей длительное пользование товарами, развитие совместного потребления (шеринг), отказ от ненужных и опасных для окружающей среды одноразовых товаров и упаковки (в частности, пластиковой), снижение объёмов образования отходов, переработку отходов и использование вторичного сырья.

    • введение углеродного налога
    • разработка и принятие рамочного документа по реализации на территории РФ экономики замкнутого цикла по принципам «ноль отходов»
    • разработка дорожной карты декарбонизации металлургической отрасли
    • предоставление налоговых льгот и льготных кредитов производителям и потребителям углеродно нейтральных металлов
    • стимулирование снижения содержания клинкера в цементе и цемента в бетоне
    • стимулирование использования отходов других секторов промышленности в составе цемента
    • введение запрета на выдерживание отходов животноводства в лагунах
    • установление квот для кафе и ресторанов по минимальному содержанию блюд исключительно из растительных продуктов в меню
    • предоставление субсидий, налоговых льгот, льготного кредитования и других мер государственной поддержки для производителей растительных продуктов питания
    • введение 100%-го норматива утилизации на все виды товаров, тары и упаковки немедицинского назначения

    Утрата лесов и изменение климата являются взаимозависимыми процессами. Восстановление и охрана лесов и болот, развитие устойчивого лесного хозяйства и использование заброшенных сельскохозяйственных земель представляют собой важнейшие задачи, которые России необходимо решить в ближайшее десятилетие.

    • восстановление и развитие системы подготовки профессиональных кадров
    • развитие интенсивного лесного и лесопаркового хозяйства в наиболее густонаселенных районах
    • обеспечение эффективной охраны лесов, людей, поселений и инфраструктуры от пожаров
    • развитие лесоводства на выбывших из использования сельхозземлях, которые не предполагается возвращать в сельскохозяйственный оборот

    Рейтинг открытости регионов к «Зелёному курсу России»

    Бытует мнение, что люди с опаской относятся к любым изменениям. В целях популяризации перехода на низкоуглеродное развитие в масштабах всей страны и на региональном уровне Greenpeace в 2021 году направил официальные запросы в органы власти всех субъектов Российской Федерации с целью изучения текущей ситуации с внедрением низкоуглеродных инициатив в российских регионах. Органам региональной власти было предложено сообщить, какие низкоуглеродные инициативы уже внедряются или планируются к внедрению в ближайшее время на территории региона, включая, в числе прочего, следующие сферы:

    • возобновляемые источники энергии (ВИЭ)
    • энергоэффективность
    • водородная энергетика
    • электрификация транспорта
    • доступный и чистый общественный транспорт
    • предотвращение и сокращение образования отходов, в том числе проекты по ограничению использования одноразовых товаров
    • раздельный сбор отходов и переработка, в том числе проекты по обращению с пищевыми отходами
    • использование многоразовых товаров и товаров, произведённых из вторсырья, для региональных и муниципальных нужд, включая торговые процедуры госзакупок
    • возможность использования многоразовой тары и упаковки в розничной торговле и общепитедоступность сервисов для совместного использования (шеринга), аренды и ремонта товаров

    Поступившие из регионов ответы были проанализированы и ранжированы согласно критериям:

    1. Количество мер «Зелёного курса России» по сравнению с медианой
    2. Количество прорывных решений
    3. Количество ложных решений
    4. Готовность к диалогу

    К прорывным решениям относятся:

    • определение цели по достижению углеродной нейтральности (Сахалинская область)
    • определение целевого показателя по вводу ВИЭ (Ставропольский край, Калининград, Мурманская область, Самарская область, Алтайский край, Рязанская область)
    • определение даты полного перехода на электробусы в общественном транспорте (Москва)
    • зелёный водород (Томская область, Ульяновская область)
    • преподавание в высших учебных заведениях по специальности в области ВИЭ
    • тепловые насосы
    • использование продукции из вторсырья для региональных и муниципальных нужд (Республика Алтай, Саратов)
    • приоритет товаров многоразового использования для массовых мероприятий
    • мероприятия по сокращению образования отходов (Коми, Хабаровск, Москва, Санкт-Петербург)
    • обращение с органическими, в т. ч. пищевыми отходами (Республика Марий Эл, Москва, Санкт-Петербург, ЯНАО)
    Рейтинг открытости регионов к «Зелёному курсу России»

    Лидером рейтинга с показателями в ≥ 6 мер «Зелёного курса», ≥ 2 прорывных решения, 1 ложное решение, есть намерение в дальнейшем взаимодействии становится Сахалинская область. 2-место разделили Хабаровский край и Ленинградская область, а замыкает тройку лидеров Москва.

    Пензенская область на данный момент не готова к переходу на новый курс, а Воронежская область, Республика Адыгея и Тверская область отказались принимать участие в рейтинге.

    24 ноября 2021 года российский Greenpeace выпустил первую часть многосерийного документального фильма о развитии зелёной энергетики в регионах России. Идея проекта пришла после релиза «Рейтинга открытости регионов России к „Зелёному курсу России“». Первый эпизод посвящён Архангельской области, где местные жители из отдалённых населённых пунктов уже сейчас используют солнечные панели, чтобы питать свои дома электричеством.

    Последние новости:

    Минэкономразвития считает «Зелёный курс России» не соответствующим национальным приоритетам

    В официальном ответе Министерства экономического развития сказано, что концептуальный подход программы не отвечает национальным приоритетам и не учитывает специфику национальных условий. По этой причине использование при выработке мер государственной политики текущей редакции программы представляется затруднительным.

    Программа «Зелёный курс России» разработана в соответствии с Климатической доктриной страны, а также ключевыми современными глобальным документами развития — Парижским соглашением по климату и Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятыми Россией. Даже в новой Стратегии национальной безопасности, утверждённой президентом Владимиром Путиным в июле 2021 года, появился пункт об адаптации к изменениям климата. Непонятно, в чём министерство увидело несоответствие национальным интересам

    Владимир Асикритов
    Руководитель программы «Зелёная энергетика» российского отделения Greenpeace
    01.02.22
    7K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста