В сентябре прошлого года российское правительство уведомило о начале подготовки плана адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу. Власти готовятся к сокращению использования традиционных видов топлива и активному развитию возобновляемой энергетики. В 2020 году российское подразделение Greenpeace разработало концепцию «Зелёный курс России» и опубликовало рекомендации по внедрению низкоуглеродных мер в России. О том, подходят ли постулаты программы для реализации миссии, какие меры предлагает Greenpeace и какую роль играют региональные инициативы в документе — в статье.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
«Зеленый курс России»: идеи, задачи и актуальность
Программа «Зеленый курс России» — видение развития страны до 2050 года с упором на экологические сектора экономики и снижением нагрузки на окружающую среду. В 2020 году Россия столкнулась с критическими экономическими вызовами, которые ставят под угрозу её дальнейшее развитие при сохранении современной экономической модели:
- ограничение экономической активности вследствие пандемии COVID-19 и падение глобального спроса на ископаемое топливо;
- резкое падение цен на энергетические ресурсы на мировых рынках с последующим восстановлением до более низких уровней, чем в начале 2020 года.
Международное энергетическое агентство составило прогноз, согласно которому:
- потребление нефти снизится на 8%,
- потребление угля сократится на 7%,
- потребление природного газа сократится на 3%,
- потребление электроэнергии от ВИЭ возрастёт на 1%.
Россия сталкивается с множеством серьёзных глобальных вызовов, среди которых:
- климатические изменения, которые перерастают в кризис,
- состояние экологического бедствия,
- топливно-энергетический комплекс как флагман развития российской экономики.
11 января 2022 года Всемирный экономический форум опубликовал доклад Global Risks Report 2022, в котором назвал климатические проблемы основным глобальным риском
Зависимость от ископаемого топлива несёт огромную угрозу для здоровья и благосостояния людей, приводит к значительному экономическому ущербу, и только переход на возобновляемые источники энергии, переход на циклическую экономику и устойчивое лесопользование сможет исправить ситуацию.
К 2024 году Россия утвердит 78 национальных стандартов в сфере климата
Участники заседания «Гражданское участие в обеспечении экологической безопасности и сохранении климата» согласились, что климатические изменения представляют собой угрозу не только для природы, но также для соблюдения прав человека: как основных — право на жизнь, свободу выбора места пребывания и жительства, так и экологических — в том числе конституционного права на благоприятную окружающую среду.
От опасных климатических явлений Россия теряет 30-60 млрд рублей в год, а от таяния вечной мерзлоты — до 150 млрд рублей
В настоящее время в государственных антикризисных программах России, а также в ключевых стратегических документах страны сделана ставка на рост и сохранение позиций в тех отраслях, которые исторически получили развитие в России. Сосредоточенность российской экономики на нефтегазовом секторе в период глобального энергетического перехода и активного развития зелёных отраслей создаёт угрозы национальной и экономической безопасности страны.
Greenpeace совместно с Коалицией за «Зелёный курс России» представил программу «Зелёный курс России», составленную на основе предложений более 150 общественных организаций и экологически ответственных бизнес-ассоциаций при участии экспертов из Высшей школы экономики, МГУ, РАНХиГС и при консультации со Сколково и другими профильными организациями.
«Зелёный курс России» представляет собой рамочную программу долгосрочного развития России на период до 2050 года, соответствующую ключевым современным глобальным документам развития — Парижскому соглашению по климату и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Целью «Зелёного курса России» является обеспечение нулевых чистых выбросов парниковых газов к 2050 году
Россия должна показать пример климатического лидерства и вместе с другими крупными экономиками мира взять на себя ответственность по достижению климатической нейтральности к 2050 году.
Среднесрочной целью «Зелёного курса России» является сокращение объёмов выбросов парниковых газов до уровня не более 40% от уровня 1990 года (сокращение выбросов на 60% по сравнению с 1990 годом и на 7,7% по сравнению с уровнем 2018 года). Данная цель должна быть установлена в составе первого определяемого в рамках Парижского соглашения на национальном уровне вклада в глобальное реагирование на изменение климата и закреплена в низкоуглеродной стратегии до 2050 года.
Выполнение долгосрочной и среднесрочной целей может быть обеспечено за счёт мер по снижению и мер по поглощению выбросов.
Направления «Зеленого курса России»
В рамках «Зелёного курса России» предлагается реализация комплексов мер в трёх сферах:
- чистая энергетика
- циклическая экономика
- лесное хозяйство
По направлению чистая энергетика:
Планы | Реальность сегодняшнего дня |
---|---|
обеспечение производства 20% всей электроэнергии в стране за счёт ВИЭ (2030 г.) | основу российской энергетики составляет природный газ |
отопление за счёт ВИЭ (2030 г.) | ВИЭ (кроме ГЭС) находятся на начальном этапе развития: на них приходилось 0,28% производства электроэнергии (на 2019 г.) |
электрификация транспорта за счет ВИЭ (2030 г.) | существенное отставание от других стран мира в области снижения энергоёмкости ВВП |
полный (100%-й) переход на возобновляемые источники энергии во всех секторах энергетики, включая электроэнергетику, тепловую энергетику и транспортный сектор (2050 г.) | отсутствие нормативных требований к пробеговым выбросам парниковых газов новых автомобилей приводит к тому, что уровень выбросов парниковых газов отечественных автомобилей в 1,5–2 раза превышает нормы, принятые в Европейском союзе |
Атомная энергетика не рассматривается в качестве альтернативы ископаемому топливу ввиду высокой стоимости, длительных сроков строительства АЭС, риска аварий и нерешённой проблемы радиоактивных отходов
Российское отделение Greenpeace обратилось к Михаилу Мишустину с требованием разработать план отказа от атомной энергетики и перенаправить деньги из этой отрасли на финансирование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Организация просит правительство не идти по ложному пути и дать поручение разработать и реализовать меры поэтапного отказа от субсидирования ископаемых видов топлива и атомной энергетики.
Технологии улавливания и хранения углерода также не являются приемлемым способом снижения выбросов парниковых газов, поскольку с их помощью невозможно снизить выбросы до тех уровней, которых позволяет добиться переход на ВИЭ, и поскольку они не позволят прекратить добычу ископаемого топлива, наносящую вред окружающей среде.

По оценкам Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), в соответствии с имеющимися планами по развитию ВИЭ, в России к 2030 году удастся избежать выбросов 12 млн тонн парниковых газов в атмосферу, что эквивалентно всего лишь 1% от общей эмиссии в России. Такое снижение является неприемлемо низким и не отвечающим целям Парижского соглашения по климату.
Электрификация транспортного сектора идёт крайне медленными темпами. В 2020 году в России насчитывалось лишь 6,3 тысячи электромобилей (0,014% всех автомобилей), из них более 90% были подержанными.
Сфера циклической экономики:
Планы | Реальность сегодняшнего дня |
---|---|
переход к углеродно-нейтральному производству металлов, цемента и бетона | в 2018 году 63% выбросов парниковых газов от промышленных процессов приходилось на производство чугуна и стали, аммиака и цемента |
переход к углеродно-нейтральному сельскому хозяйству | низкая популярность устойчивых рационов питания |
обеспечить сокращение выбросов парниковых газов от потребления продуктов питания на душу населения до необходимого уровня | отсутствие системного внедрения принципа «ноль отходов» на национальном уровне |
принять меры, направленные на развитие современных бизнес-моделей с низким уровнем образования отходов | отсутствие скоординированного движения в сторону циклической экономики и соответствующих новых бизнес-моделей |
Направление лесное хозяйство:
Планы | Реальность сегодняшнего дня |
---|---|
переход от освоения оставшихся диких лесов к интенсивному лесному хозяйству на ранее освоенных землях | лесной комплекс рассматривается как отрасль добывающей промышленности |
трансформация лесного комплекса в ресурсной части из отрасли добывающей промышленности в отрасль растениеводства | прогрессирующее истощение хозяйственно ценных и экономически доступных лесных ресурсов |
обеспечение эффективного тушения лесных пожаров | катастрофическая ситуация с кадровым обеспечением лесного хозяйства |
Ключевые предложения по реализации «Зеленого курса России»
Меры перехода к новой модели развития должны в максимальной степени исключать прямые государственные расходы и должны быть сосредоточены на стимулировании частных инвестиций в зелёные секторы экономики, перераспределении субсидий от сектора ископаемого топлива и атомной энергетики в пользу возобновляемой энергетики, а также на совершенствовании институтов и регулирования.
- разработка и реализация поэтапного отказа от перекрестного субсидирования в электроэнергетике
- разработка дорожной карты развития биоэнергетики на основе отходов сельского, лесного и коммунального хозяйства
- внедрение поквартирного учёта тепловой энергии через обязательное требование установки квартирных счётчиков тепла
- стимулирование внедрения стандартов энергоменеджмента в организациях, включая международный стандарт ISO 50001
- предоставление субъектам РФ возможности принимать самостоятельные решения относительно развития ВИЭ, не ограниченные предельными объёмами компенсации потерь сетевых организаций за счёт электроэнергии от ВИЭ на уровне не более 5%
- введение запрета на производство и продажу новых автомобилей и прочих транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания
- разработка государственной политики поддержки возобновляемых источников энергии в секторе отопления/охлаждения
Развитие циклической экономики требует внедрения новых бизнес-моделей, в основе которых лежат менее углеродоёмкие материалы и процессы, а также отказа от экономики линейного потребления в пользу более устойчивой модели, предполагающей длительное пользование товарами, развитие совместного потребления (шеринг), отказ от ненужных и опасных для окружающей среды одноразовых товаров и упаковки (в частности, пластиковой), снижение объёмов образования отходов, переработку отходов и использование вторичного сырья.
- введение углеродного налога
- разработка и принятие рамочного документа по реализации на территории РФ экономики замкнутого цикла по принципам «ноль отходов»
- разработка дорожной карты декарбонизации металлургической отрасли
- предоставление налоговых льгот и льготных кредитов производителям и потребителям углеродно нейтральных металлов
- стимулирование снижения содержания клинкера в цементе и цемента в бетоне
- стимулирование использования отходов других секторов промышленности в составе цемента
- введение запрета на выдерживание отходов животноводства в лагунах
- установление квот для кафе и ресторанов по минимальному содержанию блюд исключительно из растительных продуктов в меню
- предоставление субсидий, налоговых льгот, льготного кредитования и других мер государственной поддержки для производителей растительных продуктов питания
- введение 100%-го норматива утилизации на все виды товаров, тары и упаковки немедицинского назначения
Утрата лесов и изменение климата являются взаимозависимыми процессами. Восстановление и охрана лесов и болот, развитие устойчивого лесного хозяйства и использование заброшенных сельскохозяйственных земель представляют собой важнейшие задачи, которые России необходимо решить в ближайшее десятилетие.
- восстановление и развитие системы подготовки профессиональных кадров
- развитие интенсивного лесного и лесопаркового хозяйства в наиболее густонаселенных районах
- обеспечение эффективной охраны лесов, людей, поселений и инфраструктуры от пожаров
- развитие лесоводства на выбывших из использования сельхозземлях, которые не предполагается возвращать в сельскохозяйственный оборот
Рейтинг открытости регионов к «Зелёному курсу России»
Бытует мнение, что люди с опаской относятся к любым изменениям. В целях популяризации перехода на низкоуглеродное развитие в масштабах всей страны и на региональном уровне Greenpeace в 2021 году направил официальные запросы в органы власти всех субъектов Российской Федерации с целью изучения текущей ситуации с внедрением низкоуглеродных инициатив в российских регионах. Органам региональной власти было предложено сообщить, какие низкоуглеродные инициативы уже внедряются или планируются к внедрению в ближайшее время на территории региона, включая, в числе прочего, следующие сферы:
- возобновляемые источники энергии (ВИЭ)
- энергоэффективность
- водородная энергетика
- электрификация транспорта
- доступный и чистый общественный транспорт
- предотвращение и сокращение образования отходов, в том числе проекты по ограничению использования одноразовых товаров
- раздельный сбор отходов и переработка, в том числе проекты по обращению с пищевыми отходами
- использование многоразовых товаров и товаров, произведённых из вторсырья, для региональных и муниципальных нужд, включая торговые процедуры госзакупок
- возможность использования многоразовой тары и упаковки в розничной торговле и общепитедоступность сервисов для совместного использования (шеринга), аренды и ремонта товаров
Поступившие из регионов ответы были проанализированы и ранжированы согласно критериям:
- Количество мер «Зелёного курса России» по сравнению с медианой
- Количество прорывных решений
- Количество ложных решений
- Готовность к диалогу
К прорывным решениям относятся:
- определение цели по достижению углеродной нейтральности (Сахалинская область)
- определение целевого показателя по вводу ВИЭ (Ставропольский край, Калининград, Мурманская область, Самарская область, Алтайский край, Рязанская область)
- определение даты полного перехода на электробусы в общественном транспорте (Москва)
- зелёный водород (Томская область, Ульяновская область)
- преподавание в высших учебных заведениях по специальности в области ВИЭ
- тепловые насосы
- использование продукции из вторсырья для региональных и муниципальных нужд (Республика Алтай, Саратов)
- приоритет товаров многоразового использования для массовых мероприятий
- мероприятия по сокращению образования отходов (Коми, Хабаровск, Москва, Санкт-Петербург)
- обращение с органическими, в т. ч. пищевыми отходами (Республика Марий Эл, Москва, Санкт-Петербург, ЯНАО)

Лидером рейтинга с показателями в ≥ 6 мер «Зелёного курса», ≥ 2 прорывных решения, 1 ложное решение, есть намерение в дальнейшем взаимодействии становится Сахалинская область. 2-место разделили Хабаровский край и Ленинградская область, а замыкает тройку лидеров Москва.
Пензенская область на данный момент не готова к переходу на новый курс, а Воронежская область, Республика Адыгея и Тверская область отказались принимать участие в рейтинге.
24 ноября 2021 года российский Greenpeace выпустил первую часть многосерийного документального фильма о развитии зелёной энергетики в регионах России. Идея проекта пришла после релиза «Рейтинга открытости регионов России к „Зелёному курсу России“». Первый эпизод посвящён Архангельской области, где местные жители из отдалённых населённых пунктов уже сейчас используют солнечные панели, чтобы питать свои дома электричеством.
Последние новости:
Минэкономразвития считает «Зелёный курс России» не соответствующим национальным приоритетам
В официальном ответе Министерства экономического развития сказано, что концептуальный подход программы не отвечает национальным приоритетам и не учитывает специфику национальных условий. По этой причине использование при выработке мер государственной политики текущей редакции программы представляется затруднительным.
Программа «Зелёный курс России» разработана в соответствии с Климатической доктриной страны, а также ключевыми современными глобальным документами развития — Парижским соглашением по климату и Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятыми Россией. Даже в новой Стратегии национальной безопасности, утверждённой президентом Владимиром Путиным в июле 2021 года, появился пункт об адаптации к изменениям климата. Непонятно, в чём министерство увидело несоответствие национальным интересам
Владимир АсикритовРуководитель программы «Зелёная энергетика» российского отделения Greenpeace
Напишите, пожалуйста