Развитие экологической политики России в новых реалиях: итоги XIII Международного форума «Экология»

Международный форум «Экология» является уникальной тематической площадкой страны общественного формата. В этом году в центре дискуссии — изменения национальной экологической повестки на фоне большой политики. Итоги обсуждения ключевых тем форума — экологической политики России, реализации государственных экологических программ, необходимых условий формирования экологического суверенитета страны, импортозамещения в сфере охраны окружающей среды — в нашем репортаже.

01.06.22
9K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    23-24 мая в Центре международной торговли в Москве прошел XIII Международный форум «Экология».

    Традиционно мероприятие проводилось при поддержке Государственной думы ФС РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, МЧС России.

    В этом году информационным партнером форума стал EcoStandard.journal.

    ​ ​

    Главной темой дискуссии на площадке стало обсуждение изменений национальной экологической повестки в новых геополитических условиях. Всего состоялось 32 деловые секции, где перед участниками стояли задачи:

    • выявить тренды развития экологии в условиях текущей ситуации,
    • определить необходимость и направления реформирования нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды,
    • сформировать новую экологическую повестку страны,
    • дать реалистичный прогноз национального и глобального развития экологии с учетом современных реалий.
    • В мероприятии приняли участие более 1200 человек из регионов России и ближнего зарубежья, среди которых: представители органов исполнительной и законодательной власти федерального уровня и регионов, научные организации, финансовые институты, региональные операторы, отраслевые СМИ, крупнейшие компании-природопользователи и производственные организации, заинтересованные в развитии практик экологичного производства.

      ​ ​
      ​ ​

      Работа форума началась пленарным заседанием, которое открыл Николай Валуев, глава Экспертного совета по особо охраняемым природным территориям при Минприроды РФ, депутат Государственной Думы, Председатель Общественного совета АНО «Центр содействия природоохранным инициативам «Экология».

      Я благодарен всем присутствующим за готовность работать с нами вместе. Это очень важно, я уверен, для всей страны. Главное, что мир не стоит на месте. Мы сейчас на стадии переустройства геополитических процессов, которые будоражат мир. Россия в центре внимания. Санкции влияют на экотренды, но РФ выполнит все свои обязательства в сфере защиты окружающей среды и национальном проекте «Экология». В итоговой резолюции мы обязательно учтем все мнения, которые прозвучат в дискуссионные дни.

      Николай Валуев
      Председатель Общественного совета АНО ЦСПИ «Экология», глава Экспертного совета по особо охраняемым природным территориям при Минприроды России, депутат Государственной Думы
      ​ ​ ​

      Председатель комитета Государственной думы РФ по природным ресурсам и экологии Дмитрий Кобылкин затронул позицию государства в вопросах изменения климата и реализации экологических проектов.

      Для России качество окружающей среды является главным фактором принятия решений. Государство приняло абсолютно правильный вектор и продолжает двигаться в этом направлении.

      Сейчас в условиях внешнего давления стал обсуждаться вопрос выхода России из Парижского соглашения по климату. Это важное соглашение, серьезная международная площадка, но я хочу всем сказать, что в 2018 году Президентом РФ был подписан национальный план с нашими целевыми показателями на будущее, на 2024, 2030 год, и там огромный блок выделяется экологии. Был сформирован национальные проект «Экология», который включает в себя практически весь спектр проблем, который существует сегодня в России. И на этом пути мы точно не свернем, потому что это продовольственная безопасность, управление природной стихией и качество жизни и здоровье граждан, а это главный фактор для нас с вами.

      Дмитрий Кобылкин
      Председатель комитета Государственной думы РФ по природным ресурсам и экологии
      ​ ​
      ​ ​

      Светлана Радионова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ, напомнила участникам форума, что отношение к экологии не должно меняться под влиянием международной повестки.

      Глава Росприроднадзора отметила важность запущенного проекта по консультированию бизнеса, а также рассказала об ожидаемых обновлениях природоохранного законодательства и сообщила о планах по отказу от некоторых полномочий Службы, которые считают в ведомстве «избыточными».

      В последнее время тема экологии стала своеобразным хайпом. Пора такой подход оставить в прошлом, прямо смотреть на проблемы экологии и решать важные природоохранные вопросы ответственно, с пониманием дела. Стало понятно, что есть важное, срочное, а есть настоящее. Вот земля, вода, воздух — это навсегда, от этого зависит наше здоровье.

      По распоряжению Правительства мы остановили плановые проверки на предприятиях. Это поможет и нам, и бизнесу перегруппироваться и показать, как он действительно относится к экологии и людям, которые живут рядом. Поэтому мы считаем, что отмена проверок — это правильное решение, которое покажет людям, что бизнес на самом деле думает об экологии. Я уверена, что большинство взвешенных и грамотных промышленников ни одной экологической программы не свернули. Все, что было настоящее — останется.

      Сейчас идут глубинные изменения в восприятии обществом экологических проблем. Общественные инспекторы и движения начинают действовать не просто на эмоциях, но и более глубоко разбираться в законах и терминологии. Это важно.

      В этом году нас ждет много перемен и обновлений в природоохранном законодательстве. Они происходят не просто так, а на основе надзорной работы и аналитики.

      Светлана Радионова
      Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
      ​ ​ ​

      Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов выразил отношение промышленности к экологическим проблемам.

      Перед нами стоит сложная задача. С одной стороны, мы должны быть экологически ответственными, с другой стороны, мы должны не допустить, чтобы промышленность каким-то образом снизила темпы по участию в экономическом росте.

      Промышленность не будет отказываться от экологизации. До 2024 года предполагается установление показателей ресурсной и энергетической эффективности с сокращением потребления природных ресурсов. Стратегии были согласованы с коллегами из Минэкономразвития, ключевыми ведомствами и бизнесом. Для упрощения перехода на эко-рельсы был принят ряд системных изменений в законодательство.

      Алексей Ученов
      Заместитель министра промышленности и торговли РФ
      ​ ​

      О том, как изменилась текущая ESG-повестка в России в условиях санкционных ограничений со стороны иностранных государств рассказал Денис Буцаев, генеральный директор ППК «Российский экологический оператор». В своем выступлении он отметил, что экологическая повестка никуда не ушла из страны, хотя и изменила вектор развития.

      Мы долго придумывали, что же на самом деле должно быть в составе темы ESG... Все это умерло буквально за неделю. Причем в этом отношении, на мой взгляд, безвозвратно, потому что главное, что мы потеряли, — ту обманку, на которую нас всех покупали. Мы все поняли, что формат ESG — это на самом деле не про экологию. Это действительно про что-то другое, что было и присутствует до сих пор в повестке, но уже не на первых ролях. Но главное, что мы поняли, что причиной создания ESG никогда не была экология.

      Из политической повестки — у нас в стране это особенно видно — с учетом макроэкономических и иных изменений, которые произошли, экологическая повестка никуда не ушла. Она только актуализировалась с точки зрения тех целевых задач, которые ставили президент и Правительство. Они стали более сухими и емкими, но приобрели характер задач, отказаться от исполнения которых нельзя.

      Денис Буцаев
      Генеральный директор ППК «Российский экологический оператор»
      ​ ​ ​ ​

      Также Денис Буцаев охарактеризовал текущую ситуацию в сфере обращения с отходами.

      В России много проблемных сфер. И сфера обращения с ТКО — одна из них. Но проблема не всегда означает негатив. Благодаря проблематике, которая существует в сфере ТКО, за прошедшие два года для отрасли было сделано гораздо больше, чем многими другими странами за несколько десятилетий.

      В сфере ТКО сейчас все примерно подсчитано. Почему примерно? Мы понимаем, что присутствует 5-7% фейковых отчетов, но тем не менее степень детализации отчетных данных — высокая.

      В промышленных и иных видах отходов — полная неопределенность. Мы оцениваем разницу в объемах существующих промышленных отходов с погрешностью в миллиарды тонн. Это колоссальные объемы, не сравнимые с ТКО. И в этом отношении задача выглядит еще более амбициозной. Нам предстоит разобраться, сколько таких отходов образуется, что с ними происходит и какой порядок должен быть обращения — что признавать отходом с точки зрения регуляторики, а что нет.

      Важное направление работы — повышение прозрачности отрасли. Мы начинали в 2019 году реформу ТКО с примерной оценкой, что 70-80% участников рынка нам вообще не видны (возчики, владельцы или арендаторы полигонов). В настоящий момент в отрасли всё стало понятно. У нас 176 регоператоров, которые имеют право заниматься этой деятельностью. Только 6-8 регоператоров из 176 находятся в «красной зоне» — неустойчивы. Остальные достаточно устойчивы. Этой устойчивости позволила появиться в свое время система планомерных сборов. В том числе — с населения.

      Денис Буцаев
      Генеральный директор ППК «Российский экологический оператор»
      ​ ​

      Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский сообщил всем участникам форума, что в столице реализация экологических программ не остановится даже в текущем затруднительном периоде.

      Все, что было запланировано, особенно все программы, которые запланированы в бюджете Москвы, мы не собираемся сворачивать и будем их реализовывать. Также продолжится работа по реорганизации промышленных зон. Мы отказываться от них не будем, даже несмотря на тяжелые времена.

      Антон Кульбачевский
      Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
      ​ ​

      Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина пригласила всех желающих принимать участие в общественных обсуждениях экологических вопросов и выразила готовность рассматривать любые вопросы, волнующие граждан в сфере охраны природы.

      Плюс Общественной палаты, и одновременно минус для многих представителей власти в том, что к нам на площадку можно прийти без специального приглашения. Общественная палата — это уникальный инструмент, которому Президент уделяет большое внимание, и он уникален тем, что туда может прийти любой желающий.

      Елена Шаройкина
      Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты РФ, председатель Координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ
      ​ ​

      Также Елена Шаройкина в ходе стратегической сессии подчеркнула роль экологии в повышении качества жизни населения России и благополучии будущих поколений.

      На качество жизни влияет все: и тот воздух, которым мы дышим, и те продукты, которые мы едим, и близость расположения полигонов, мусороперерабатывающих заводов, качество воды, и все существующие экологические технологии, законопроекты и правила.

      Елена Шаройкина
      Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты РФ, председатель Координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ
      ​ ​

      Большое внимание на форуме было уделено развитию циклической экономики, где спикеры рассмотрели вопросы повышения ресурсоэффективности российской экономики, законодательных изменений, которые необходимы для выстраивания рабочей системы экономики замкнутого циклы, импортозамещения в сфере переработки вторичных материальных ресурсов и стимулирования интереса населения к концепции вторичного использования отходов.

      О проблемах утилизации и переработке пищевых отходов рассказал Денис Батурин, региональный директор Трейдком — компании, занимающейся вывозом и утилизацией отработанных растительных масел.

      В Санкт-Петербурге мы столкнулись с тем, что регоператоры стали отказываться от вывоза пищевых отходов. И тогда рестораны стали задавать вопрос: «А что нам делать?» То есть 95 тонн таких отходов ежедневно образуется только с ресторанов, а есть еще пищевые производства, есть гипермаркеты, супермаркеты, у которых образуется просрочка и пр. Это колоссальная цифра.

      И тогда мы начали искать простое решение для ресторанов и нашли. Мы либо вывозим отходы, если их образуется более 300 кг в месяц с точки, либо если их образуется менее 300 кг, то мы предлагаем стационарное оборудование, которое непосредственно в ресторане перерабатывает пищевые отходы в компост.

      Также мы предлагаем большое оборудование, до 5 тонн в сутки, по переработке для полигонов, для жилых комплексов.

      Денис Батурин
      Региональный  директор ООО "Трейдком"
      ​ ​

      Управляющий национальной Ассоциацией демонтажных организаций Артем Кондратьев подчеркнул особенности организации цикличности процесса при работе с отходами строительства и сноса.

      Экономика замкнутого цикла — это результат правильного взаимодействия всех звеньев цепи. Говоря об отходах строительства и сноса как одной четвертой этого проекта, демонтаж является ее первым звеном. Приведу простой пример — машина не поедет, если у нее спущены колеса. В таком ключе я могу высказаться об уровне стандартизации и регулировании демонтажной отрасли — колеса есть, но они спущены.

      Работы по сносу зданий и сооружений являются особо опасными, как с точки зрения невозможности второго шанса, если что-то пошло не так, в отличие от строительных работ, когда можно остановить кран, поставить на землю и начать сначала. При промышленном сносе на высотных объектах такой второй возможности нет. Также с точки зрения негативного воздействия токсичных компонентов на окружающую среду, которые находятся в отходах сноса зданий и сооружений, когда мы говорим о промышленных объектах.

      Артем Кондратьев
      Управляющий национальной Ассоциацией демонтажных организаций

      В рамках стратегической сессии «Переработка промышленных отходов и ликвидация накопленного ущерба: время больших возможностей» делегаты обсудили экологическую безопасность России.

      Участники заседания затронули вопросы создания комплексной системы по обращению с промышленными отходами, ликвидации накопленного ущерба, рекультивации земель, формирования системы обращения с отходами I и II классов опасности и внедрения зеленых технологий в отраслях промышленности.

      Несмотря на изменения политической и экономической ситуации, мы не имеем права снижать наши усилия в сфере обеспечения экологической безопасности страны. Реализация всех поставленных правительством задач должна идти в соответствии с графиком и по каждому проекту отдельно. Новая система обращения с отходами I и II класса основана на строгом учете, контроле и эффективной переработке. Эта система позволит не допустить образования новых объектов накопленного экологического вреда, требующих колоссальных средств из государственного бюджета.

      Олег Цепкин
      Член Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
      ​ ​

      Начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности ФГУП «Федеральный экологический оператор» Наталья Кривенко рассказала о работе федерального оператора.

      В рамках работы Совета Федерации, в рамках деятельности нашей рабочей группы мы еженедельно отчитываемся, какими шагами мы движемся, какие у нас проблемы. Мы молниеносно подключаемся к проработке вопросов, к проработке законодательства, которое сегодня регулирует, в том числе деятельность по обращению с отходами.

      Задача Федерального экологического оператора — построить в Российской Федерации комплексную систему по обращению с отходами I и II класса опасности. На текущий момент для создания данной системы приняты все необходимые нормативно-правовые акты, создан федеральный экологический оператор, введена в эксплуатацию федеральная информационная система.

      Наталья Кривенко
      Начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности ФГУП «Федеральный экологический оператор»
      ​ ​

      Отдельная сессия была посвящена климатической повестке, на которой заместитель председателя Комитеты Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев заверил, что страна нуждается в обновлении климатической государственной политики, которая будет свободна от международных обязательств.

      Мы обладаем всеми возможностями, чтобы на локальном уровне менять уровень жизни людей. Важно сейчас пересмотреть нашу климатическую политику, перестать зависеть от международных договоренностей. Мы можем создать новую климатическую политику в нашей стране, которая будет поддержана населением.

      Николай Николаев
      Заместитель председателя Комитеты Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям

      Директор Департамента международного сотрудничества и климатических изменений Минприроды России Иван Кущ выразил мнение ведомства в отношении ведения государственной климатической политики на международном уровне, обозначив, что вопросы по климату должны быть вне экономике и политике.

      ​ ​

      Если говорить о международном сотрудничестве, изначально все было достаточно здраво, сейчас же климат уходит в экономическую сферу: когда говорят «климат» — это равно «экономике». Поэтому на международных площадках от имени Российской Федерации мы начинаем отстаивать тезис, что политика по климату не имеет двойного дна в России: она открытая, четкая, понятная.

      Мы придерживаемся принципа, что вопросы изменения климата находятся вне политики, они оказывают существенное влияние на все страны вне зависимости от политического строя или географического местоположения. Однако сейчас наблюдаем, что климат и экономика стали заложниками текущей геополитической ситуации. Это неправильно. Климат не должен использоваться как инструмент давления и рычаг политического или экономического побуждения к определенным действиям.

      Но все же мы четко прослеживаем общность подходов к проблематике изменения климата с нашими партнерами по БРИКС и ШОС, а также странами Африки и Азии, и работаем над развитием и укреплением сотрудничества с зарубежными коллегами. Как это будет плодотворно в будущем, сейчас достаточно сложно сказать. Но мы эту работу продолжим и она будет вестись на высоком уровне с прицелом на то, чтобы заниматься адаптацией к изменению климата, а не идти в политический диалог на этих площадках.

      Иван Кущ
      Директор Департамента международного сотрудничества и климатических изменений Минприроды России
      ​ ​

      В России климатические проекты продолжают осуществляться, промышленность активно включается в процессы по снижению углеродного следа. Это подтвердила Оксана Гогунская, генеральный директор АО «Контур» — уполномоченного Правительством России лица, осуществляющего функции оператора реестра углеродных единиц.

      В связи с тем, что оператор углеродных единиц будет единой организацией на территории РФ, государство предусмотрело предельные стоимости услуг оператора, которые утверждены постановлением Правительства, и в настоящее время разрабатывается проект типового договора, который будет заключать клиент.

      В настоящее время, насколько мне известно, проект приказа Минэкономразвития о требованиях к климатическим проектам находится на регистрации в Минюсте, и я надеюсь, что в ближайшую неделю нам всем станет известно, что можно назвать климатическим проектом.

      Очень часто задают вопрос, будут ли предприниматься РФ какие-то действия по продвижению наших углеродных единиц за границей, по признанию их в других странах, особенно интересуются странами Дальнего Востока, Китаем (все готовы делать климатические проекты и продавать углеродные единицы в Китай). Такая идея есть. В первую очередь можно говорить о ЕАЭС, поскольку это наше экономическое сообщество.

      Основные инициаторы климатических проектов — нефтегазовая отрасль и лесопромышленный комплекс.

      Оксана Гогунская
      Генеральный директор национального оператора реестра углеродных единиц АО «Контур»

      Не обошлось без обсуждения трендов развития института ESG в России. На тематической сессии выступили руководитель Группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в СНГ Игорь Коротецкий, генеральный директор Национального Рейтингового Агентства Алина Розенцвет, представители банковской сферы — старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк» Татьяна Завьялова, первый Вице-Президент АО Газпромбанк Наталья Третьяк и директор по устойчивому развитию Банк ДОМ.РФ Марина Слуцкая и другие.

      Тема ESG никуда не исчезла и не исчезнет из нашей жизни.

      Основные стимулы заниматься и развивать ESG лежали на экономической и финансовой сфере. В этом нет ничего удивительного, потому что, как мы все понимаем, ESG тема — это пересобранная или приземленная на бизнес-практики повестка устойчивого развития. И здесь финансовые инструменты играют огромную роль.

      Что нас двигало? В первую очередь, требования международных инвесторов, которые при несоответствии определенным критериям закрывали доступ к финансовым ресурсам. И второе, это перспектива введения трансграничного углеродного регулирования. На момент конца прошлого года мы оценивали потерю для российских экспортеров с момента введения трансграничного углеродного регулирования ЕС с 2026 по 2050 год в размере 300 млн долларов.

      ESG-повестка развивалась в России, основываясь на международных практиках, и практически ничего не привнося в эти практики из национального. Принимая международный опыт, мы не задавались вопросом, что значит ESG для России. Сейчас наступил тот самый момент истины, когда мы можем сформировать, пересобрать ESG-повестку с нашими страновыми факторами, при этом используя все лучшие западные практики.

      Татьяна Завьялова
      Старший вице-президент по ESG ПАО «Сбербанк»

      Интерес к устойчивым инструментам со стороны российского бизнеса сохраняется.

      Наталья Третьяк
      Председатель Совета директоров оператора реестра углеродных единиц АО «Контур», первый вице-президент «Газпромбанка»

      Марина Слуцкая рассказала об ESG-трансформации в строительной отрасли и сертификации зданий.

      Доля выбросов парниковых газов в строительстве и ЖКХ составляет 855 млн т СО2е в год. При этом более 350 зданий в России уже имеют сертификат одного из международных стандартов зеленого строительства.

      Международные зеленые стандарты LEED, BREEAM, DGNB, ENERGY STAR, WELL и др. являются основой для мер государственной поддержки зеленого строительства.

      Марина Слуцкая
      Директор по устойчивому развитию Банка ДОМ.РФ
      ​ ​

      Также в рамках деловой программы на рабочей сессии участники постарались ответить на вопросы «Выгодно ли быть зелёным?» и «Как привлечь деньги в экологические проекты в современных условиях?». Модератором сессии выступила Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития.

      Общий объем выпуска зеленых облигаций за 4 года с 2018 года по оценкам информационно-аналитической платформы Infragreen составил 33 выпуска общим объемом свыше 400 млрд.

      За прошедшие 3-4 года Россия смогла заложить основы внутренней инфраструктуры национального развития. Главный прорывной документ — таксономия — был принят осенью прошлого года. У нас полноценно действуют рейтинговые агентства, которые подготовили методологию и производят оценку соответствия стратегии ESG и выпуска зеленых облигаций. У нас существует аналитика. Собственно, вся внутренняя конфигурация в той или иной степени развития уже присутствует. Поэтому у нас есть внутренний потенциал, чтобы это направление развивать.

      Светлана Бик
      Руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития»
      ​ ​
      ​ ​ ​

      Ожидаемый ответ на главный вопрос сессии о выгодности быть зеленым дал Павел Склянчук, координатор Экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию Комитета Государственной Думы по финансовому рынку.

      В ближайшее время, до конца года, будут появляться первые законодательные инициативы. Нам нужно сформировать устойчивый правовой фундамент. Прежде чем ставить вопрос о мерах господдержки, нужно понимать, как встроить это в действующие госпрограммы, в налоговое, бюджетное законодательство. Без имплементации норм в федеральное законодательство это будет довольно сложно сделать.

      У нас вынесен вопрос сессии «Выгодно ли быть зеленым?» Ответим откровенно, что пока нет, не выгодно. Это одна из ключевых причин, которая не позволяет банкам максимально наращивать свой портфель зеленых кредитов. Поэтому нужно создать такую регуляторную среду, которая бы перевернула эту чашу весов в пользу зеленого финансирования.

      Со своей стороны мы, и как Экспертный совет, и как Комитет финансового рынка, выделяем эти направления в числе приоритетных и готовы оказать всяческую поддержку и реальному сектору экономики, и банковской среде.

      Павел Склянчук
      Координатор Экспертного совета Подкомитета по зелёному финансированию и устойчивому развитию Комитета Государственной Думы по финансовому рынку
      ​ ​

      Вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ.РФ Андрей Байда рассказал, что планируется ужесточить требования к верификаторам, обратил внимание на важность наличия и учета национальных особенностей и стандартов, а также отметил особенности утверждения социальной таксономии.

      1587 (постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 — прим. ред.) — живой инструмент для российских эмитентов.

      Сейчас таксономия дорабатывается и перепрофилируется с учетом национальных особенностей. Приведу несколько примеров, почему важно иметь национальные стандарты и учитывать национальные особенности. Наверное, ключевое изменение, которое будет вноситься в 1587 в ближайшем будущем, — это вопрос металлов, черных и цветных, в особенности — стали. Так исторически получилось, что российская сталелитейная промышленность использует другие маршруты, отличные от тех, которые используются в ЕС. И в 1587 будут вноситься бенчмарки (англ. benchmark — эталон, контрольная точка — прим. ред.) именно по российским маршрутам, по самым лучшим установкам, которые просчитаны Ассоциацией «Русская сталь» вместе со всем кругом заинтересованных сторон, с теми бенчмарками углеродоемкости, которая используется в России. Там учтены особенности российского алюминия, например, связанные с тем, что самый лучший российский алюминий делается на гидроэлектростанциях, но это не так в большинстве стран мира. Очень подробно доработали вместе с ДОМ.РФ все, что связано с зеленым строительством, где учли особенности российского климата и российского строительства.

      Планируется ужесточение требований к верификаторам.

      Также мы надеемся на то, что в ближайшее время будет узаконена социальная таксономия, которая в виде драфта (англ. draft — черновик — прим. ред.) существует с декабря прошлого года и является предметом бурных обсуждений. Нигде в мире социальной таксономии нет. Потому что если климатические и экологические проблемы всех стран как-то более или менее сопоставимы, то социальные проблемы каждой конкретной страны уникальны. Поэтому, когда писался драфт российской социальной таксономии, он состоял, в первую очередь, из российских социальных проблем и необходимости их решения.

      Андрей Байда
      Вице-президент по устойчивому развитию ВЭБ.РФ
      ​ ​

      Завершился форум заседанием Общественного совета АНО Центр содействия природоохранным инициативам «Экология». На нем спикеры затронули вопросы экологической сертификации. Юлия Грачева, директор Экологического союза, рассказала об экомаркировке «Листок жизни». Этот знак на упаковке гарантирует экологическую безопасность продукта для человека и окружающей среды и демонстрирует устойчивое производство.

      ​ ​

      Экологическая сертификация выходит на очень важное место и приобретает особый смысл как для того, чтобы экономически поддержать производителя, так и для того, чтобы обеспечить контроль за экологическими аспектами производства.

      Экологическая маркировка, особенно маркировка по жизненному циклу, т.е. та маркировка, которая охватывает все стадии производства продукта, является наиболее рекомендуемым инструментом, и, применяя ее, можно действительно снизить нагрузку на окружающую среду.

      Сейчас многие иностранные сертификаторы уходят с российского рынка, и в этой связи появляются большие возможности для российских сертифицирующих органов или для развития национальной системы экологической сертификации.

      Юлия Грачева
      Директор Экологического союза
      ​ ​
      ​ ​ ​

      Юлия Грачева подчеркнула, что потребителям в условиях высокого спроса на экологичность товаров нужно быть особенно внимательными, поскольку приблизительно только 10% органов по сертификации на территории России действуют легально, а остальные 90 % — не имеют аккредитации.

      Директор системы «Лесной эталон» Николай Шматков, ранее являвшийся представителем FSC-сертификации, приостановившей деятельность в России в марте текущего года, заверил участников форума, что новая добровольная лесная сертификация «Лесной эталон» продолжает миссию FSC в России.

      ​ ​

      В марте этого года FSC, Лесной попечительский совет, приняло решение о приостановке всех торговых сертификатов. Но мы, российский офис, с этим решением не согласились и решили не бросать сертификацию лесоуправления и цепочек поставок.

      Николай Шматков
      Директор системы «Лесной эталон» (ранее директор FSC России)
      ​ ​

      По мнению Николая Шматкова, Лесная сертификация не только гарантирует потребителям ответственное происхождение лесобумажной продукции и упаковки, но и позволит российскому бизнесу сохранить взятые на себя обязательства в области устойчивого развития и цепочки поставок из ответственных источников, поддерживать имидж «зеленой» компании и отвечать на запрос экологически сознательным потребителям.

      ​ ​ ​​

      Главным итогом форума станет общественная резолюция, в которой будут аккумулированы все инициативы и предложения участников по совершенствованию законодательства и государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

      После того, как резолюция будет окончательно сформирована, ее направят в Федеральное Собрание РФ и профильные федеральные органы власти для рассмотрения и учета в формировании национальной экологической политики.

      ​ ​

      Мы вырабатываем такую резолюцию, в которой не обходим стороной ни одно замечание, которое прозвучит на форуме, не пропускаем ни одно предложение. И когда немного «высушиваем» резолюцию, мы опускаем идеи, основанные на политических интересах или эмоциональных оценках, потому что мы здесь — только об экологии.

      Николай Валуев
      Председатель Общественного совета АНО ЦСПИ «Экология», глава Экспертного совета по особо охраняемым природным территориям при Минприроды России, депутат Государственной Думы
      Подготовлено с использованием фотоматериалов Форума и EnglishMag.
    01.06.22
    9K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста