Вопрос-ответ: негативное воздействие на ОС. Отвечают эксперты

Кто должен вносить плату за НВОС при сносе здания, как поступить, если нет возможности подать декларацию о воздействии в срок, как избежать платы с повышающими коэффициентами при смене категории — на эти и другие вопросы ответили эксперты нашей обновленной рубрики. Вы можете направить свои вопросы по экобезопасности в раздел «Консультации» нашего сообщества ВКонтакте либо по адресу journal@ecostandard.ru и получить компетентные и развернутые ответы в ближайшее время.

13.03.23
5K

Cодержание статьи

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Вопрос #1

    Кто должен вносить плату за НВОС от сноса здания — собственник конструкций или подрядчик? Наша организация заключила договор на демонтаж конструкций здания. Вывоз мусора входит в стоимость работ. В тексте договора не указан собственник отходов, однако есть такая формулировка: «Подрядчик несет все расходы по исполнению договора и в связи с ним — по выполнению работ, страхованию, уплате налогов и прочих обязательных платежей».

    • Кто обязан вносить плату за НВОС от размещения отходов? Можно ли воспользоваться указанным выше пунктом и считать, что обязанность возложена на подрядчика?
    • Необходимо ли запрашивать у подрядчика документы, подтверждающие вывоз мусора? Или если в договоре прописано, что вывоз мусора входит в стоимость, заказчика работ дальнейший путь отходов может уже не интересовать?

    Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», внесение платы за НВОС при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, поэтому, отвечая на первый вопрос, нельзя считать текущую формулировку в договоре достаточной для перекладывания ответственности за размещение отходов на подрядчика, так как не указано, от чьей деятельности они образуются: от подрядчика, как от организации, оказывающей услуги демонтажа, или от собственника конструкций, на чьей территории образуются эти отходы.

    Также важно отметить, что в договоре должно быть четкое разграничение — от вида деятельности какой из организаций образуются отходы. При указанной формулировке необходимо запросить документы о конечной судьбе отходов, поскольку речь идет именно о вывозе мусора, где подрядчик выступает промежуточным звеном в процессе вывоза. На данный момент стоимость вывоза мусора подрядчик просто включил в стоимость договора с собственником конструкций.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #2

    Добрый день! Предприятие II категории НВОС. В 2017 году были утверждены Разрешение на выбросы до 2024 года и Лимиты до 09.10.22 года. По вине проектировщика, который не сделал проект НДВ, не успеваем подать декларацию о воздействии. Правильно ли я понимаю, что при расчете платы за 2022 год плата за выбросы будет в пределах действующего разрешения на выбросы, а вот плата за отходы будет в 25-кратном размере?

    Предполагается либо подать декларацию на основании старых документов, а через 3 месяца подать новую с актуальной инвентаризацией и списком отходов, либо спокойно разрабатывать новую проектную документацию, подать с опозданием ДВОС и заплатить сверхлимит. Прошу вас дать рекомендацию, как лучше поступить в этой ситуации.

    Действительно, при выборе первого способа выбросы будут в пределах разрешительной документации, а размещение отходов по двум периодам — до конца срока действия лимитов и срок без разрешительной документации с коэффициентом 25.

    Как верно отмечено во втором способе, во избежание сверхнормативных платежей можно подать Декларацию ОНВОС со старыми данными, после чего актуализировать категорию НВОС по новой инвентаризации выбросов и подать новую ДНВОС.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #3

    Организация начинает работы по строительству моста. Работы запланированы сроком на 9 месяцев, предполагается III категория НВОС. Уточните, пожалуйста, так ли это, и в какой срок необходимо поставить на учет НВОС этот объект? Какие проекты необходимо получить?

    Согласно подпункту 3 пункта 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» объекты НВОС, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев, относятся к объектам НВОС III категории. Однако необходимо учесть, что объект, о котором идет речь в вопросе, относится к «объектам капитального строительства» — это здания и сооружения, относящиеся к категории недвижимости. Также вид работ на объекте должен относиться к «строительству» — возведению нового объекта, здания, сооружения.

    Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается ЮЛ или ИП не позднее, чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации (со дня начала строительства) указанных объектов НВОС.

    Объектам НВОС III категории, в соответствии с природоохранным законодательством, необходимо разработать следующие документы:

    • Программу производственного экологического контроля (статья 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ; Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»)

    При осуществлении деятельности, в ходе которой образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (работа автотранспорта и т.д.):

    • Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух (статьи 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ; Приказ Минприроды РФ от 19.11.2021 № 871);
    • Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ), при условии присутствия в выбросах загрязняющих веществ I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055; СанПиН 1.2.3685-21; пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 № 496-ФЗ; статья 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ);
    • План мероприятий или пояснительной записки об уменьшении выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (пункт 3 статьи 19, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ; Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

    При осуществлении деятельности, в ходе которой образуются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты:

    • Решение о пользовании водным объектом (статья 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ);
    • Программу регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной (пункт 2.5 статьи 39 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ).

    Для объектов капитального строительства (вне зависимости от категории НВОС) в составе проектной документации на строительство разрабатывается раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #4

    На строительном объекте в свидетельстве о постановке объекта на учет датой ввода объекта в эксплуатацию является будущая (планируемая) дата окончания строительства — через несколько лет со дня выдачи данного свидетельства. Разве это не противоречит законодательству? Исходя из этого свидетельства, отчитываться надо по объекту, который еще не эксплуатируется?

    Дата ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства — это дата подписания акта ввода объекта в эксплуатацию. Данный акт означает, что строительство завершено, все работы выполнены в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом заявку о постановке на учет объекта негативного воздействия невозможно заполнить без этой даты.

    Отчитываться необходимо по объекту НВОС, на котором в данный момент ведется деятельность по строительству. По окончании строительства сведения о постановке на учет необходимо актуализировать.

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Вопрос #5

    Объект был III категории, разработан НДС в 2019 году. Действует решение о предоставлении водного объекта в пользование. Больше никаких разрешительных документов нет. С 01.03.2023 организацию перевели на II категорию. Когда должна быть подана декларация о воздействии на окружающую среду? По закону декларация должна быть подана не позднее дня окончания действия одного из разрешительных документов. Но у организации нет таких разрешительных документов, поскольку она относилась к III категории. При заполнении декларации в личном кабинете природопользователя нужно указать год. Я правильно понимаю, что год нужно ставить 2022, и не важно что в 2022 году объект был III категории?

    Как быть в такой ситуации, чтобы не вносить плату с повышающими коэффициентами, ведь период без утвержденных нормативов в 100 кратном размере должен быть оплачен?

    Поскольку не было разрешения на сбросы, декларация о воздействии на окружающую среду должна быть подана сразу же после присвоения II категории.

    Платить за сбросы со сверхлимитом необходимо с момента перехода объекта на II категорию. То есть часть года необходимо выбирать «отчёт по ПЭК», а со дня присвоения II категории — период без разрешительного документа со сверхлимитом и коэффициентом 100.

    Здесь работает часть 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Как только объекту присвоена II категория, начинается период сверхлимитной платы. Именно поэтому все документы при переходе на новую категорию природопользователям необходимо готовить заранее, чтобы не уплачивать сверхплатежи, т.к. переходный период по смене категории законом не предусмотрен.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

    Вопрос #6

    Верно ли, что декларация о воздействии на окружающую среду начинает свое действие с момента подписи нами эцп? В случае, если ее не примут с первого раза, после рассмотрения, необходимо платить в 100 кратном размере за этот период? Или все-таки подать декларацию о негативном воздействии, подписать ее, то она начинает свое действие с момента подписи, Росприроднадзор смотрит, если что-то не так, пишет нам, дает время на исправление, и за весь этот период нет 100 кратного размера штрафа?

    Будет ли наказание, если декларация не верная, или нам дадут замечания и время их исправления?

    Начало действия декларации — момент ее подачи в Росприроднадзор. В приказе Минприроды от 24.01.2022 № 35 прописано, что декларация сдается в декларативной (уведомительной) форме.

    На декларацию в некоторых регионах могут прийти замечания, но законодательно это не установлено.

    Поэтому главная дата отсчета — день подачи декларации в Росприроднадзор.

    Анна Ярцева
    Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
    13.03.23
    5K
    1
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста