Оценка риска для здоровья населения: кому необходимо предоставлять?

Оценка риска для здоровья населения имеет богатую историю становления как в мире, так и в России. Она решает такие задачи, как получение и обобщение информации, установление норм воздействия негативных факторов окружающей среды на здоровье человека. Основная цель — гигиеническое обоснование наиболее оптимальных управленческих решений по устранению или снижению уровней риска, оптимизации контроля производств. О том, в каких случаях необходимо применять данную методику, каков ее алгоритм и этапы выполнения и где применяются и какими нормативными актами регулируются результаты оценки — в нашем материале.

22.11.22
8K

Cодержание статьи

    Лина Стеблинская
    Инженер-проектировщик 1 категории EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Оценка риска для здоровья человека — это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.

    История развития оценки риска для здоровья населения

    Химические соединения одновременно имеют большое значение в современной промышленности и вносят значительный вклад в загрязнение окружающей человека среды и ухудшение здоровья населения. Полностью исключить образование загрязняющих веществ и использование химических компонентов не представляется возможным, поэтому задача их безопасного применения становится все более важной. Именно необходимость решения этой задачи способствовала созданию современного природоохранного законодательства, которое основано на оценке опасности (потенциальной опасности), связанной с воздействием различных веществ на человека.

    По данным ВОЗ, здоровье человека определяется:

    • на 50 % — образом жизни;
    • на 20 % — генетическими факторами;
    • на 20 % — средой обитания и наследственностью;
    • на 10 % — системой здравоохранения.

    Оценка риска для здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды имеет долгую историю, начиная с разработки методики Агентством по охране окружающей среды США (USEPA). Такая оценка стала научным фундаментом расчетов предельно допустимых концентраций воздействия многих загрязняющих окружающую среду веществ. Практическая польза системы оценки рисков создала потребность в её распространении в других странах.

    Оценка риска нашла применение и в Российской Федерации: был накоплен большой практический опыт оценки экологических рисков и разработаны соответствующие методические рекомендации и нормативно-правовые акты. Однако соблюдение законодательно утвержденных экологических нормативов влечет издержки для любого производства, что стимулирует разработку и постоянное совершенствование методов количественной оценки бремени доказательств и целесообразности нормирования качества окружающей среды.

    Методические документы в области оценки риска для здоровья населения

    В России использование методологии оценки риска было законодательно закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».

    Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».

    Среди других нормативно-правовых документов по оценке риска для здоровья населения стоит отметить:

    • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»;
    • МР 2.1.10.0067-12 «Оценка риска здоровью населения при воздействии факторов микробной природы, содержащихся в пищевых продуктах. Методические основы, принципы и критерии оценки»;
    • МР 2.1.10.0061-12 «Оценка риска для здоровья населения при воздействии переменных электромагнитных полей (до 300 ггц) в условиях населенных мест»;
    • МР 2.1.10.0059-12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума»;
    • МР 2.1.4.0032-11 «Интегральная оценка питьевой воды централизованных систем водоснабжения по показателям химической безвредности»;
    • МР от 20.03.2013 № ЦОС 001-13 «Порядок проведения сертификации организаций в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения» с Изменениями.

    Задачи, решаемые оценкой риска для здоровья населения

    В настоящее время концепция оценки риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровне отдельного производства или другого потенциального источника загрязнения окружающей среды. Так, данная методика применяется в следующих случаях:

    • Государственный санитарный и экологический надзор;
    • Экологическая и гигиеническая экспертиза;
    • Определение зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;
    • Экологический аудит, экологическая и гигиеническая паспортизация промышленных и иных объектов;
    • Экономический анализ управления риском;
    • Разработка и обоснование приоритетных мероприятий при охране окружающей среды и оценке эффективности;
    • Оценка воздействия окружающей среды на здоровье населения при ведении социально-гигиенического мониторинга;
    • Обоснование приемлемости размеров санитарно-защитных зон предприятий и седьмой подзоны приаэродромных территорий аэропортов (аэродромов).

    Случаи, в которых регламентировано применение оценки риска

    Необходима оценка риска Оценка риска не нужна
    Для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона). Размеры СЗЗ устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным методикам с оценкой риска здоровью. Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в ≥ 2 раза превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ до границы нормируемых территорий. Выполнение работ по оценке риска для здоровья населения также исключается для животноводческих и птицеводческих предприятий, кладбищ.

    *согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    Алгоритм разработки оценки риска

    1. Оценка риска проводится аккредитованными органами по оценке риска по запросам:

      • органов государственной власти;
      • органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
      • судебных органов;
      • промышленных предприятий и проектных организаций;
      • индивидуальных предпринимателей;
      • общественных организаций;
      • юридических и физических лиц.
    2. Перечень документов, необходимых для разработки оценки риска:

      • Разработанный проект СЗЗ;
      • Картографический материал с границами устанавливаемой СЗЗ, на основании проведенных расчетов химического и акустического воздействия, включающий зону загрязнения, с жилой застройкой, образовательными, лечебными учреждениями, зонами отдыха и другими рекреационными объектами, с подробной экспликацией (при необходимости — с учётом перспективного строительства);
      • Файл обмена данными ПДВ «Эколог» с расширением INT (база), картографическая основа (подложка) из УПРЗА «Эколог» с раcширением IEM (при условии разработки проекта СЗЗ в УПРЗА «Интеграл»);
      • Файл с метеорологическими и климатическими параметрами района размещения объекта, разработанный Главной геофизической обсерваторией (ГГО) им. А.И. Воейкова;
      • Таблица параметров источников выбросов в атмосферу (если проект разрабатывался не в УПРЗА «Интеграл»);
      • Сведения о численности населения, проживающего в зоне воздействия.
    3. На основе проведенной оценки риска должен быть представлен подробный отчет о проведенных исследованиях и экспертное заключение, содержащее обоснование выводов и рекомендаций в соответствии с целями и задачами, поставленными в исходном задании на проведение исследований. В отчете и заключении должны быть не только отражены полученные выводы, но и представлена оценка их надежности и дана характеристика возможных факторов неопределенности, способных изменить конечные оценки.
    4. Независимо от источника финансирования результаты исследований по оценке риска должны представляться не только непосредственному заказчику, но и органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В случае требования заказчика о конфиденциальности предоставляемой информации или наличия в ней коммерческой тайны исполнитель представляет подготовленный отчет только заказчику, если это не противоречит действующему законодательству.

    Основные этапы выполнения оценки риска для здоровья населения

    1. Идентификация опасности;

      Проводится ранжирование валовых выбросов и сравнительная оценка индексов канцерогенной и неканцерогенной опасности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия, определяются приоритетные вещества, наиболее опасные для здоровья населения, проживающего в зоне влияния промышленного объекта.

    2. Оценка зависимости «доза-ответ»;

      Проводится для всех приоритетных загрязняющих веществ и предусматривает установление причинной обусловленности развития вредного эффекта при воздействии данного вещества, выявление наименьшей дозы (концентрации), вызывающей развитие наблюдаемого эффекта, определяются параметры для оценки канцерогенного и неканцерогенного риска, осуществляется прогнозная оценка возможного воздействия на критические органы и системы при комбинированном воздействии поллютантов.

    3. Оценка экспозиции;

      Определяются маршруты воздействия и транспортирующей среды, через которую загрязняющие вещества от источников поступают к человеку, оценивается время, частота и продолжительность воздействия, выявляется потенциально подверженная влиянию загрязнителей популяция. Целью данного этапа является получение информации о том, с какими реальными дозовыми нагрузками сталкиваются те или иные группы населения, находящиеся в зоне воздействия оцениваемого предприятия.

    4. Характеристика риска для здоровья населения.

      Рассчитываются уровни канцерогенного и хронического неканцерогенного риска, анализ территориального распределения рисковых характеристик, оценка приемлемости риска и определение селитебных территорий, попадающих в зоны неприемлемого риска. При необходимости выполняется оценка фоновых уровней заболеваемости населения, проживающего в зоне влияния выбросов промышленного предприятия, проводится анализ и характеристика неопределенностей, присутствовавших при выполнении оценки риска.

    По результатам выполненной работы по оценке риска здоровью населения от химического загрязнения атмосферного воздуха обосновывается достаточность предлагаемых размеров расчетной санитарно-защитной зоны или необходимость принятия управленческих решений по разработке природоохранных мероприятия для обеспечения безопасности для здоровья населения, проживающего в зоне воздействия опасных промышленных объектов.

    В ряде случаев, например при скрининговой оценке, осуществляемой с целью предварительной характеристики возможных источников и уровней рисков, исследования могут быть ограничены несколькими или даже одним этапом.

    Применение результатов оценки риска при проектировании СЗЗ

    Определяемый размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух до гигиенических нормативов. Для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

    При расхождении размера расчетной санитарно-защитной зоны и площади, полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

    Таким образом, в зависимости от результатов выполненной оценки риска и полученных результатов расчета СЗЗ, возможно 2 сценария дальнейших действий:

    1. Размеры предлагаемой СЗЗ подтверждаются приемлемыми значениями риска;
    2. Прогнозируемый риск на границе СЗЗ или за ее пределами является неприемлемым и требуется ее корректировка, либо разработка дополнительных мероприятий.

    Неоднозначность исполнения раздела по оценке риска в рамках проектов СЗЗ

    В прошлом году на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов появилось Положение Роспортебнадзора — 12678-АХ/Д26и от 23.04.2021 «Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах ‎и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    Согласно пункту 6 данного положения, предлагается исключить оценку риска из СЗЗ.

    Обязательное требование о проведении оценки риска хозяйствующими субъектами не предусмотрено на законодательном уровне. При этом остается неясным, какова роль проведения оценки риска для расчета СЗЗ, каков порядок ее проведения.

    Одновременно с этим, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», безопасность ‎и (или) безвредность факторов среды обитания с позиций его влияния на человека устанавливается гигиеническими нормативами, установленными исследованиями допустимого максимального или минимального количественного и(или) качественного значение показателя. Оценка риска для здоровья населения может проводиться для целей подтверждения актуальности действующих или, напротив, установления новых гигиенических нормативов.

    Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по расчету оценки риска избыточно и необоснованно.

    При этом оценка риска представляет собой дорогостоящую услугу, оказываемую на коммерческой основе специализированными организациями, ‎и стоимость такой услуги для крупного предприятия в настоящее время может исчисляться десятками миллионов рублей. В связи с изложенным требования о проведении оценки риска необходимо исключить из Положения.

    Однако, пока положение не приняли, оценка риска остается обязательным разделом для СЗЗ I-II класса опасности.

    22.11.22
    8K
    1
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста