Нововведения октября 2022: недропользование, использование экосбора, мораторий на плановые проверки

В ежемесячном обзоре изменений законодательства расскажем, что изменилось за октябрь 2022 года в правилах внесения сведений в лесной реестр, какие меры приняты для поддержки экотехнопарков и на что теперь можно расходовать средства экосбора, в какую сторону пересмотрели нормативы качества сточных вод для озера Байкал и как получать право на пользование недрами.

31.10.22
4K

Cодержание статьи

    Вера Солдатова
    Редактор Ecostandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Лесопользование

    Утверждены правила внесения сведений в лесной реестр

    Постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 № 1748 утверждены:

    • правила внесения сведений в лесной реестр уполномоченными государственными органами;
    • требования к формату документов, размещаемых в лесном реестре.

    Основные форматы документации:

    • XML — для большей части документов;
    • CSV, XLSX — для документов в виде файла, представляющего собой плоскую таблицу без сложного форматирования, объединенных ячеек;
    • MID/MIF, SHP, GEOJSON — для графической составляющей документов;
    • JPEG и EXIF — для материалов фотофиксации, включаемых в состав документов.

    Одновременно с этим, с 1 января 2025 г. распоряжением Правительства РФ от 03.10.2022 № 2894-р установлены и определены:

    • перечень сведений, подлежащих внесению в государственный лесной реестр;
    • перечень документов, подлежащих размещению в государственном лесном реестре уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления.

    Документированная информация, содержащаяся в лесном реестре, в обязательном порядке представляется, согласно Лесному кодексу РФ:

    • лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов;
    • органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

    За ведение лесного реестра ответственны органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

    Также принято постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1750, которое утверждает правила хранения лесоустроительной документации, реестровых дел, документированной информации государственного лесного реестра.

    Все вышеперечисленные правила вступят в силу 1 января 2025 года.

    Документы подлежат хранению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществлявшими до 1 января 2025 г. функции по ведению государственного лесного реестра, на бумажном носителе или в электронной форме.

    Срок хранения такой документации на бумажном носителе составляет 10 лет со дня ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы лесного комплекса.

    Недропользование

    Утвержден порядок предоставления права пользования недрами на основании государственного контракта для геологического изучения недр

    Приказом Минприроды России, Роснедр от 23.09.2022 № 554/07 утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-Ф3 органом государственной власти субъекта Российской Федерации для осуществления геологического изучения недр.

    Согласно статье 10.1. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах») одним из оснований предоставления права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр является государственный контракт, заключенный органом государственной власти субъекта РФ. В целях реализации данной возможности и утвержден Порядок.

    Порядком установлены:

    • исчерпывающий перечень документов для получения права пользования недрами в соответствии с государственным контрактом, которые необходимо направить в орган государственной власти субъекта РФ;
    • требования к направлению заявительных документов;
    • правила приема и рассмотрения заявительных документов;
    • возможность и порядок обжалования действий и решений должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ в случае несогласия с принятым решением.
    В соответствии с Порядком, участки недр предоставляются:
    • на основании государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенного органом государственной власти субъекта РФ;
    • исполнителям по государственному контракту.

    Для получения права пользования участком недр в соответствии с государственным контрактом необходимы следующие документы и сведения:

    1. заявка, в которой должны быть указаны:

      • сведения о заявителе;
      • реквизиты (дата и номер) заключенного государственного контракта;
      • наименование участка недр, испрашиваемого для предоставления в пользование (при наличии);
      • опись прилагаемых документов и сведений;
    2. документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя — юридического лица;
    3. сведения об участке недр, испрашиваемом для предоставления в пользование:

      • описание границ участка недр в соответствии со статьей 7 Закона «О недрах», указание его площади, а также карта-схема участка недр, которая должна содержать границы участка недр, испрашиваемого для предоставления в пользование, границы участков недр, предоставленных в пользование, легенда карты-схемы участка недр и геологическое обоснование указанных границ участка недр;
      • наименование субъекта РФ и муниципального образования (муниципальных образований), в границах которых расположен участок недр;
      • реквизиты утвержденного в соответствии с частью второй статьи 2.3 Закона «О недрах» перечня участков недр местного значения, содержащего информацию об участке недр, испрашиваемом для предоставления в пользование.

    Скорректирован порядок расчета ставок регулярных платежей за пользование недрами

    Установлены особенности определения ставок регулярных платежей за пользование недрами при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично на отдельных территориях Республики Карелия, отнесенных к сухопутной части Арктической зоны, а также в Мурманской области.

    В соответствии с приказом Минприроды России от 10.08.2022 № 525 «О внесении изменения в Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 марта 2021 г. № 214» с 7-го года пользования недрами поправочный коэффициент принимается равным 1.

    Обращение с отходами

    Внесены изменения в части установления тарифов при захоронении ТКО

    Постановлением Правительства РФ от 24.10.2022 № 1889 внесены изменения в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, в части определения размера тарифов на захоронение ТКО.

    Теперь для организаций при определении размера тарифа на захоронение ТКО будут, помимо прочего, учитываться расходы на производство технического грунта путем компостирования, используемого в дальнейшем для промежуточной изоляции слоев ТКО на объекте их захоронения.

    При этом указанный размер расходов на 1 тонну ТКО, направляемых на производство технического грунта, не должен превышать расчетный размер затрат. Затраты в таком случае определяются как сумма:

    • расходов на захоронение 1 тонны твердых коммунальных отходов, учитываемых при формировании тарифов на захоронение,
    • расчетной величины экономии средств на приобретение технического грунта для изоляции слоев твердых коммунальных отходов, возникающей при использовании технического грунта, полученного путем компостирования 1 тонны твердых коммунальных отходов.

    Разрешение использования средств экологического сбора на создание инфраструктуры по обращению с отходами

    Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467» устанавливает возможность направления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора:

    • на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, за исключением создания (реконструкции) объектов, на которых не осуществляется обработка или утилизация, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов РФ.

    Субсидии на управление формированием экотехнопарков и экологическое просвещение

    Субсидия, согласно постановлению Правительства РФ от 05.10.2022 № 1762, предоставляется в целях выполнения ППК «Российский экологический оператор» работ, связанных с достижением следующих результатов федерального проекта:

    • создание и функционирование управляющей компании по формированию экотехнопарков;
    • проведение информационно-просветительской кампании для популяризации принципов «экономики замкнутого цикла».

    Предоставление субсидии осуществляется при условии соблюдения компанией на 1 число месяца, предшествующего месяцу заключения соглашения, следующих требований:

    • у компании отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, по которым наступил срок исполнения;
    • у компании отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед РФ;
    • компания не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.

    Введен мораторий на плановые проверки в 2023 году

    Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Таким образом установлено, что в 2023 году плановые проверки не проводятся.

    При этом предусмотрены:

    1. исключения в отношении объектов:

      • категории чрезвычайно высокого и высокого риска;
      • опасных производственных объектов II класса опасности;
      • гидротехнических сооружений II класса;
    2. возможность проведения профилактического визита по просьбе предприятий.

    Если обращение о проведении профилактического визита поступило не позднее 2 месяцев до планового контрольного мероприятия, то профилактический визит включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Такой профилактический визит проводится не позднее, чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

    Водопользование

    Использование начисленной платы за НВОС организациями сферы водоотведения

    Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1746 «Об особенностях использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения» устанавливает, что в 2023 году оставшиеся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль средства могут быть использованы целевым образом:

    • в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение,
    • на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения,
    • в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

    Изменение нормативов качества сточных вод, воздействующих на экосистему Байкала

    Вступил в силу 29 октября приказ Минприроды России от 04.07.2022 № 451 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.02.2020 № 83 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».

    Изменения в приказе Минприроды России от 21.02.2020 № 83 касаются уточнения допустимого содержания вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты в пределах центральной и буферной экологических зон.

    Данные изменения отражены в приложении и включают:

    • исключение из списка нормируемых веществ гидроксибензола;
    • увеличение с 0,25 до 3 мг/дм3 допустимого количества взвешенных веществ;
    • увеличение с 0,01 до 0,015 мг/дм3 — анионных синтетических поверхностно-активных веществ,
    • увеличение с 0,00005 до 0,03 мг/дм3 — адсорбируемых галогенорганических соединений.

    Документ будет действовать до 01.08.2028.

    Внесение изменений в госпрограмму РФ «Охрана окружающей среды»

    Следуя постановлению Правительства РФ от 13.10.2022 № 1818 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» скорректированы задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности РФ в сфере охраны окружающей среды.

    В частности, из госпрограммы РФ «Охрана окружающей среды» исключены задачи, необходимые для достижения цели по снижению антропогенной нагрузки на реку Волгу за счет ликвидации (рекультивации) или изоляции 15 объектов накопленного вреда окружающей среде и подъема 95 затонувших судов к 2030 году.

    Документом указанная цель объединяется с целью «Ликвидация 191 несанкционированной свалки в границах городов, 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, накопленного вреда окружающей среде на территории полигона промышленных токсичных отходов „Красный бор“ и территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области к 2024 году».

    Параллельно предусматриваются следующие задачи государственного управления:

    • недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде;
    • ликвидация несанкционированных свалок в границах городов;
    • комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
    • ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;
    • реализация комплекса мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге;
    • проведение комплекса контрольно-надзорных мероприятий, рейдов по выявлению фактов несанкционированных источников загрязнений реки Волги.

    Утверждение новой формы декларации о плате за НВОС

    С 1 марта 2023 года в новой редакции излагается форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с опубликованным 28 октября приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043».

    Проекты НПА

    Расширение перечня разрешенных для строительства в лесопарковых зонах объектов

    Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации» исключается запрет на строительство в лесах лесопарковых зон не только гидротехнических сооружений, но и линейных объектов. При этом их прокладка должна осуществляться подземным способом при отсутствии рубки лесных насаждений.

    31.10.22
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста