Нововведения в июле 2022 года: господдержка экотехнопарков, экологические правонарушения, вовлечение отходов в производство

В ежемесячном обзоре изменений экологического законодательства рассматриваем, что включают в себя требования к обращению с вторичными ресурсами, как проводить учет побочных продуктов производства, какие сектора экономики учитываются в Кадастре антропогенных выбросов парниковых газов, что изменилось в деятельности недропользователей, какой размер штрафа введен для предприятий за загрязнение окружающей среды отходами и многое другое.

01.08.22
6K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Охрана атмосферного воздуха

    Подготовка Кадастра антропогенных выбросов

    10 июля 2022 года вступил в силу Порядок подготовки кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.04.2022 № 298 .

    Исходными данными для подготовки Кадастра являются:

    • данные государственной статистической отчетности и иные данные за год, предшествующий предыдущему, о процессах и видах деятельности, в результате которых происходят антропогенные выбросы из источников и абсорбция поглотителями парниковых газов;
    • данные государственного учета выбросов парниковых газов, реестра углеродных единиц;
    • данные о процессах и видах деятельности, включая данные дистанционного зондирования Земли;
    • данные краткого баланса производства и потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов РФ.

    Кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов включает в себя:

    1. Национальный доклад о кадастре;
    2. Таблицы общего формата отчетности.

    Сводные данные о выбросах парниковых газов и тенденции выбросов приводятся для секторов:

    • Энергетика;
    • Промышленные процессы и использование продукции;
    • Сельское хозяйство;
    • Землепользование и лесное хозяйство;
    • Отходы.

    Подготовку Кадастра обеспечивает Росгидромет.

    Кадастр, согласованный заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Росгидромет представляет ежегодно до 25 марта в Минприроды России на согласование. Согласованный Кадастр направляется в Секретариат РКИК ООН.

    Подготовка Кадастра осуществляется в соответствии с принятыми РФ международными климатическими обязательствами.

    Эксперимент по квотированию выбросов

    Распоряжением Правительства РФ от 07.07.2022 № 1852-р утвержден перечень городов и поселений, участвующих в период с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2030 года в проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

    В обновленный список участников эксперимента по квотированию вредных выбросов попали 29 городов с высоким уровнем загрязнения воздуха. Промышленные предприятия, расположенные в этих городах, подлежат модернизации в целях снижения выбросов от их деятельности.

    Эксперимент для городов, попавших в перечень, будет проводиться в несколько этапов:

    1. до 15 июня 2024 года — проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха;
    2. до 15 декабря 2024 года — проводятся расчет и оценка рисков для здоровья человека;
    3. до 15 марта 2025 года — утверждаются перечни квотируемых объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов, утверждаются перечни компенсационных мероприятий и устанавливаются квоты выбросов;
    4. до 15 октября 2025 года — утверждаются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ;
    5. по 31 декабря 2030 года — реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов.

    Целевой показатель эксперимента — снижение выбросов приоритетных (опасных) загрязняющих веществ в 2 раза по отношению к 2020 году.

    Распоряжение вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

    Определение объемов выбросов и поглощений парниковых газов

    Приказом Минприроды России от 27.05.2022 № 371 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2022) утверждены методики определения объемов выбросов парниковых газов и их поглощений.

    С 1 марта 2023 года применяются актуализированные методики:

    1. количественного определения объема выбросов парниковых газов;
    2. количественного определения объема поглощений парниковых газов.

    Приказ № 371 заменит действующий от 30.06.2015 № 300 и будет действовать 6 лет.

    Экологический надзор и контроль

    18 июля 2022 года вступил в силу приказ Росприроднадзора от 01.03.2022 № 123, утверждающий форму заключения, выдаваемого при отсутствии нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды после завершения строительства или реконструкции объекта капитального строительства.

    Действие приказа касается деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство объектов, обязанных проходить государственную экологическую экспертизу.

    Согласно общим правилам государственный экологический надзор при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства не осуществляется. Однако предусматриваются исключения согласно части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ:

    1. Объекты, строительство, реконструкция которых осуществляются:
      • во внутренних морских водах,
      • в территориальном море РФ,
      • в исключительной экономической зоне РФ,
      • на континентальном шельфе РФ,
      • в российской части Каспийского моря,
      • в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ),
      • на искусственных земельных участках на водных объектах;
    2. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории.

    По результатам контрольного (надзорного) мероприятия при отсутствии нарушений требований в области охраны окружающей среды выдается заключение для ввода объекта в эксплуатацию.

    Обращение с отходами

    Господдержка экотехнопарков и экопромышленных парков

    С июля постановлением Правительства РФ от 04.07.2022 № 1202 и постановлением Правительства РФ от 07.07.2022 № 1216 закреплены статус, особенности функционирования и меры государственной поддержки, соответственно, экотехнопарков и экопромышленных парков.

    Теперь площадки, объединяющие предприятия по переработке отходов, могут получить статус промышленного технопарка.

    Экотехнопарк — промышленный технопарк, объекты промышленной и технологической инфраструктур которого предназначены для осуществления деятельности по утилизации, обработке, обезвреживанию отходов и их вовлечению в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.

    Экопромышленный парк — индустриальный (промышленный) парк, объекты промышленной инфраструктуры которого используются для создания или модернизации промышленного производства, в том числе осуществления деятельности по утилизации, обработке, обезвреживанию отходов или вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья при производстве промышленной продукции и выполнении работ.

    Для таких объектов предусматриваются меры господдержки в виде компенсации части затрат их управляющим компаниям на создание или модернизацию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также зданий для размещения резидентов.

    Также постановлениями уточнены требования, предъявляемые к создаваемым и действующим промышленным технопаркам, а также к их управляющим компаниям.

    Отменено требование предоставления управляющей компанией промышленного технопарка в Министерство промышленности и торговли РФ:

    • актуализированной версии реестра резидентов промышленного технопарка;
    • информации, насколько сведения о промышленном технопарке и управляющей компании соответствуют данным в реестре.

    Создание нового вида парков предусмотрено федеральным проектом «Экономика замкнутого цикла». Его основная задача — увеличить к 2024 году долю использования вторичных ресурсов:

    • в сельском хозяйстве — до 25%,
    • в строительстве — до 20%,
    • в промышленности — до 15%.

    Деятельность по обращению с вторичными ресурсами

    Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ регламентируется деятельность по обращению с вторичными ресурсами.

    Законом вводятся новые понятия:

    1. вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
    2. вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

    Установлены требования к обращению с вторичными ресурсами:

    1. К вторичным ресурсам могут быть отнесены отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
    2. Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается.
    3. Юрлица, ИП, в результате деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны либо самостоятельно их утилизировать, либо передать их для этих целей другим лицам.
    4. Предусмотрены особенности передачи в целях утилизации для вторичных ресурсов:
      • являющихся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов — в соответствии со статьей 13.1 закона № 89-ФЗ;
      • относящиеся к отходам I и II классов опасности — в соответствии со статьей 14.4 закона № 89-ФЗ.
    5. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы:
      • либо обеспечивают их раздельное накопление в местах накопления ТКО,
      • либо сдают их в места сбора вторичных ресурсов.
    6. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов:
      • по видам вторичных ресурсов,
      • по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.
    7. Законом установлены требования при обращении с побочными продуктами производства. К таким продуктам могут быть отнесены вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции и при этом не являются целью данного производства, при условии, если они пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

      Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

      В программе производственного экологического контроля (ПЭК) и отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК указывается информация:

      • о видах побочных продуктов производства,
      • об объемах их образования,
      • дате образования,
      • планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам,
      • о результатах использования либо передачи.

      Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение 3 лет.

      Предусмотрены случаи, когда побочные продукты производства признаются отходами:

      1. побочные продукты производства размещены на объектах размещения отходов;
      2. побочные продукты не используются в собственном производстве либо переданы другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении 3 лет с даты отнесения веществ или предметов к побочным продуктам.

      Закон № 268-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений.

      Вовлечение побочных продуктов животноводства в сельхозпроизводство

      Федеральным законом от 14.07.2022 № 248-ФЗ урегулирована деятельность по вовлечению побочных продуктов животноводства в сельхозпроизводство в целях повышения ее эффективности и, в частности, для воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

      Вводится понятие «побочные продукты животноводства», под которыми понимаются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных и используемые в сельскохозяйственном производстве.

      Законом предусматриваются:

      • основные понятия и определения в сфере регулирования деятельности по обращению с побочными продуктами животноводства;
      • порядок и требования к отнесению веществ к побочным продуктам животноводства;
      • основания для отнесения побочных продуктов к отходам;
      • обязанности собственника побочных продуктов животноводства, которые отнесены к отходам;
      • требования к обращению с побочными продуктами животноводства;
      • нормы по разграничению прав собственности на побочные продукты животноводства.

      В общих случаях побочные продукты животноводства отходами не являются, но признаются таковыми, если в рамках федерального государственного контроля (надзора) установлены нарушения требований к обращению этими продуктами.

      Если побочные продукты животноводства признаны отходами, их собственник обязан внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей:

      1. плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений;
      2. платежной базой для исчисления платы является объем или масса побочных продуктов;
      3. размер платы исчисляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с применением к ставкам платы коэффициента 1.

      Закон вступает в силу 1 марта 2023 года.

      Недропользование

      Федеральным законом от 14.07.2022 № 343-ФЗ предусматривается использование отходов недропользования.

      Теперь из таких отходов недропользователи могут осуществлять добычу полезных ископаемых и полезных компонентов.

      При этом отходы недропользования V класса опасности, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами, могут быть использованы для:

      1. собственных производственных и технологических нужд недропользователя;
      2. ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
      3. рекультивации земель.

      Также законом уточняется, что для ликвидации горных выработок могут использоваться:

      • отходы недропользования V класса опасности, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами,
      • отходы производства черных металлов IV и V классов опасности,
      • золошлаковые отходы V класса опасности от сжигания угля,
      • фосфогипс V класса опасности.

      При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2023 года устанавливается коэффициент 0 при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов.

      Использование биологических ресурсов

      Постановлением Правительства РФ от 23.07.2022 № 1322 утверждены таксы для исчисления размера вреда водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу России.

      Размер такс за причинение вреда 1 экземпляру водного животного в зависимости от вида может достигать 1 918 000 рублей.

      Ответственность за загрязнение окружающей среды отходами

      С 14 июля 2022 года Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ расширена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

      Статья 8.2 КоАП РФ дополнена новыми частями, устанавливающими административную ответственность за загрязнение окружающей среды отходами, выразившееся в их выгрузке или сбросе вне объектов размещения отходов:

      1. При совершении правонарушения с использованием автомототранспортных средств накладывается административный штраф:
        • на граждан — в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
        • на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
        • на юрлиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
      2. При совершении правонарушения с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов накладывается административный штраф:
        • на граждан — в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
        • на должностных лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей;
        • на юрлиц — от 100 тысяч до 120 тысяч рублей.

      Радиационная безопасность

      С 10 июля вступили в силу федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила безопасности при перевозке радиоактивных материалов на объектах использования атомной энергии» (НП-025-22), утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25.04.2022 № 145 .

      Правилами установлены требования безопасности при внутриобъектовой перевозке (т.е. при перемещении за пределами производственных зданий и без выезда на пути сообщения общего пользования) радиоактивных материалов, содержащих радионуклиды.

      Требования Правил обязательны для исполнения:

      • эксплуатирующими организациями,
      • организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии.

      В частности, эксплуатирующие организации должны разработать эксплуатационную документацию, состав и содержание которых определены Приказом № 145:

      1. Регламент по внутриобъектовой перевозке радиоактивных материалов;
      2. Инструкцию по действиям персонала при авариях при внутриобъектовой перевозке радиоактивных материалов;
      3. Программу управления ресурсом упаковочных комплектов, предназначенных для внутриобъектовой перевозки радиоактивных материалов.

      Эксплуатация опасных производственных объектов

      Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 № 1173 уточнены полномочия Минприроды России и Росприроднадзора при эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов.

      В соответствии с внесенными изменениями с 1 сентября 2023 года Росприроднадзор:

      • определяет размер платежа для реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации (компенсационный платеж);
      • выдает заключения о соответствии реализованных мероприятий плану мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственного объекта по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды;
      • выдает заключения о финансовой обеспеченности юрлица, ИП в случаях, предусмотренных ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
      • проверяет обоснованность сметной стоимости реализации мероприятий в рамках плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе при внесении изменений в план мероприятий;
      • с 1 марта 2035 года ведет реестр производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности.

      С 1 сентября 2023 года Минприроды уполномочено самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты:

      • форму и содержание акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности;
      • форму и содержание заключения о соответствии указанному плану мероприятий.
    01.08.22
    6K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста