В обзоре изменений законодательства за месяц разбираем: когда нужно вносить в государственный реестр сведения по лицензиям, как изменились сроки пользования недрами, какие проекты будут считаться климатическими, а технологии — современными, как будут рассчитываться НДС и многое другое.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Водопользование
Порядок расчета НДС
С 1 сентября 2022 года порядок расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для действующих и проектируемых организаций-водопользователей будет вестись по обновленной методике.
Согласно Приказу Минприроды России № 343 разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
Фактический сброс | НДС |
---|---|
Меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта | Принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса |
Меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объекта | Разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта |
Также в Приказе уточнены сроки актуальности расчетов НДС:
- не более 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР), в заявке на получение которого они содержались;
- не более 7 лет с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись;
- не более 7 лет с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории);
- 5 лет в отдельных случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, до получения КЭР.
Документ имеет ограниченный срок действия — до 31 августа 2024 года.
Отнесение водного объекта к рыбохозяйственным
Приказом Росрыболовства от 01.02.2022 № 49 обновлен порядок отнесения водного объекта к рыбохозяйственным.
Документом утверждены:
- содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории такого водного объекта;
- методика подготовки и оценки материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным и определение категории водного объекта рыбохозяйственного значения.
Отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий осуществляются Росрыболовством или его территориальными органами по собственной инициативе или на основании заявления:
- хозяйствующего субъекта, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- органа государственной власти субъекта РФ;
- органа местного самоуправления.
Содержание материалов | Состав материалов |
---|---|
Сведения о водном объекте (части водного объекта) |
|
Данные государственного мониторинга и ресурсных исследований водных биологических ресурсов |
|
Электроэнергетика
Отбор проектов по строительству генерирующих объектов
Правительством принято решение в 2022 году не проводить отборы проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (Постановление от 01.06.2022 № 999). Отбор таких проектов не проводится со дня вступления в силу Постановления — 9 июня 2022 года.
При этом уже объявленные, но не завершенные отборы будут продолжены, если уполномоченный орган власти субъекта РФ не отменил соответствующую конкурсную процедуру. Итоги завершенных в 2022 году отборов проектов пересмотру и корректировке не подлежат.
Согласно Постановлению в 2023 году отбор проектов должен завершиться не позднее 1 мая.
Недропользование
Ведение государственного реестра
С 14 июня 2022 года Приказом Минприроды от 27.12.2021 № 1011 актуализирован порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр.
Документом устанавливается автоматизированный учет и ведение государственных реестров работ по геологическому изучению и участков недр, предоставленных в пользование, лицензий на пользование недрами.
Согласно изменениям госреестр участков недр ведет ФГКУ «Росгеолэкспертиза», а не ФГБУ «Росгеолфонд».
Уточняется, что заказчик работ по геологическому изучению недр, проводимых за счет государственных средств, должен направить в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» сведения об исполнителе работ не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта на их выполнение.
Сокращены сроки внесения в госреестр сведений по лицензиям на пользование недрами, включая вопросы:
- оформления лицензий,
- переоформления лицензий,
- прекращения права пользования участками недр по лицензиям.
Какие сведения вносятся | Было | Стало |
---|---|---|
О государственной регистрации лицензии | Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации лицензии | Не позднее 1 рабочего дня с даты оформления лицензии |
О внесении изменений в лицензию | Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии | Не позднее 1 рабочего дня с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии |
О переоформлении лицензии | Одновременно с внесением сведений о переоформленной лицензии | Одновременно с гос. регистрацией переоформленной лицензии |
О прекращении права пользования недрами | Не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения уполномоченного органа гос. власти о прекращении права пользования недрами |
|
Сроки пользования недрами
Федеральным законом от 28.06.2022 № 228-ФЗ уточнены сроки предоставления участков недр в пользование.
С 28 июня 2022 года срок пользования для геологического изучения недр увеличен с 5 до 7 лет в следующих регионах:
- Мурманской области;
- отдельные территории Республики Карелия, отнесенные к сухопутным территориям Арктической зоны.
Лесопользование
Использование лесов, расположенных на землях сельхозназначения
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 № 1043 уточнено положение об особенностях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
К лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения, древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельхозназначения, на которых расположены леса со следующими признаками:
- деревья высотой более 5 метров,
- лесной растительный покров составляет более 75 % площади,
- площадь участка более 0,5 га,
- показатели сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 — 1.
Постановлением определены:
- Порядок направления правообладателем либо уполномоченным им лицом заявления об использовании лесов;
- Порядок принятия межведомственной комиссией решения о возможности использования земельного участка для использования лесов;
- Порядок фиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подается заявление;
- Порядок подачи лицами, использующими леса, расположенные на землях сельхозназначения, лесной декларации.
Правообладатель до 1 октября 2023 года или в течение 2 лет со дня возникновения права на земельный участок вправе направить заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты или воспроизводства указанных лесов. Заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, заполняется в соответствии с установленной формой.
Если указанные леса используются правообладателем, который не является собственником земельного участка, ему необходимо получить согласие собственника земельного участка в письменной форме.
Для использования таких лесов теперь необходимы:
- проект освоения лесов, состав и порядок разработки которого устанавливаются Минприроды России;
- лесная декларация;
- отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите и воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Разрешительная деятельность
Осуществление природоохранных мероприятий
Постановлением Правительства России от 03.06.2022 № 1019 продлены сроки завершения природоохранных мероприятий для организаций, осуществляющих водоотведение.
Завершить мероприятия, окончание которых предусмотрено планами мероприятий по охране окружающей среды, планами снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в период с 24 февраля 2022 года по 31 декабря 2027 года, теперь будет можно на 12 месяцев позже.
Продление сроков затрагивает только те правоотношения, которые возникли с 24 февраля 2022 года.
Аккредитация на негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий
Постановлением Правительства от 31.05.2022 № 994 обновлен порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Также документом утверждается порядок формирования и ведения государственного реестра аккредитованных юридических лиц.
Юридическое лицо может быть аккредитовано на проведение трех видов негосударственной экспертизы:
- проектной документации;
- результатов инженерных изысканий;
- проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Срок действия аккредитации — 5 лет.
Для аккредитации юридическое лицо представляет в Росаккредитацию заявление в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
Причины для отказа в аккредитации могут быть следующими:
- наличие в представленном заявлении об аккредитации неполной, искаженной или недостоверной информации;
- наличие у заявителя действующей аккредитации и представление в национальный орган по аккредитации заявления об аккредитации ранее, чем за 11 рабочих дней до дня истечения срока действия аккредитации;
- несоответствие заявителя минимально необходимым требованиям.
После устранения причин, в связи с которыми было принято решение об отказе в аккредитации, заявитель вправе повторно подать заявление об аккредитации в Росаккредитацию.
Росаккредитация принимает решение о прекращении действия аккредитации, если:
- аккредитованное лицо ликвидировано или прекратило деятельность;
- аккредитованное лицо направило в национальный орган по аккредитации заявление о прекращении действия аккредитации;
- аккредитованное лицо не устранило в установленный срок причины, на основании которых принято решение о приостановлении действия аккредитации;
- был причинен вред жизни или здоровью, имуществу физических или юридических лиц из-за ошибок, допущенных при подготовке проектной документации или проведении инженерных изысканий, по результатам экспертизы которых аккредитованное лицо выдало положительное заключение.
Предоставление сведений, содержащихся в реестре, осуществляется посредством электронной выписки, сформированной в автоматическом режиме средствами ЕПГУ. На бумажном носителе такие сведения не выдаются.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года (за исключением отдельного положения утвержденных Правил аккредитации, которое вступает в силу с 1 сентября 2023 года) и действует до 1 сентября 2028 года.
При этом постановление Правительства РФ от 23.12.2020 № 2243, регулирующее аналогичные правоотношения, признано утратившим силу.
Лицензирование работы с металлоломом
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 980 с 1 сентября лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов будет осуществляться по новым правилам.
Для получения лицензии необходимо наличие:
- площадки с твердым влагостойким покрытием для хранения лома и отходов;
- средств измерения у соискателя;
- аттестованных работников, с которыми заключены трудовые договоры.
Грубыми нарушениями лицензионных требований считаются:
- Прием лома черных и цветных металлов:
- без осуществления радиационного контроля;
- без осуществления контроля на взрывобезопасность;
- Хранение лома и отходов черных и цветных металлов вне специальных площадках (с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием).
Прием лома черных и цветных металлов без приемо-сдаточного акта больше не относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
Заявление о предоставлении лицензии и о внесении изменений в реестр лицензий подаются через Госуслуги. В течение 35 рабочих дней со дня приема заявления принимается решение о предоставлении лицензии или об отказе. Если лицензиат планирует изменить адрес или осуществлять дополнительные виды работ, эти изменения в реестр вносятся в течение 10 рабочих дней.
В рамках лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и будет действовать 6 лет.
Особенности подачи заявок для недропользователей
Постановление Правительства РФ от 07.06.2022 № 1038 вносит следующие изменения для недропользователей, осуществлявших в 2021 году добычу нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной с объемом не менее 10 млн. тонн.
С 8 июня 2022 года до 31 декабря 2022 года таким пользователям недр не нужно прикладывать копию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период к заявке на:
- участие в аукционе на право пользования участком недр;
- право пользования участком недр для геологического изучения участка недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря РФ в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья;
- получение права пользования недрами при открытии месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения.
Право пользования недрами
Федеральным законом от 28.06.2022 № 218-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «О недрах».
Уточнен круг лиц, которые могут быть пользователями недр:
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,
- индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ.
Предусмотрен порядок перехода права пользования участками недр от пользователей, являющихся иностранными лицами, к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством РФ, и переоформления в этом случае лицензии на пользование недрами.
Законом устанавливается, что участки недр местного значения могут отдаваться в пользование для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых субъектам естественной монополии в области железнодорожного транспорта. При этом с ними должны быть заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Особенности недропользования лицами, являющимися иностранными юридическими лицами или гражданами:
- В течение 30 дней со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ федеральный орган управления государственным фондом недр уведомляет пользователей о необходимости перехода права пользования участком недр к юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В течение 90 дней со дня направления уведомления недропользователи обязаны создать юридическое лицо для продолжения своей деятельности на данном участке недр, которое должно подать заявку на переоформление лицензии на пользование недрами с приложением всех необходимых документов:
- сведения о заявителе и пользователе недр по переоформляемой лицензии на пользование недрами (наименование, организационно-правовую форму, адрес электронной почты, почтовый адрес, ОГРН, ИНН);
- государственный регистрационный номер переоформляемой лицензии на пользование недрами, дату ее государственной регистрации;
- указание в качестве основания для переоформления лицензии принадлежность к иностранным юридическим лицам или гражданам.
- В случае несовершения недропользователями действий, предусмотренных Законом, их право пользования недрами по лицензии подлежит досрочному прекращению.
НДТ и современные технологии
Актуализация справочников по НДТ
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1537-р утвержден новый поэтапный график актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Информационно-технические справочники по НДТ содержат:
- описание НДТ для конкретного вида деятельности,
- перечень основного технологического оборудования,
- технологические показатели НДТ,
- преимущества внедрения НДТ.
Пересмотр технологий, определенных в качестве НДТ, осуществляется не реже чем 1 раз в 10 лет.
Актуализация информационно-технических справочников по НДТ будет проводиться в 5 этапов:
- I этап (2022 год) — 10 справочников (производство стекла; цемента; алюминия; чугуна, стали и ферросплавов; полимеров, в том числе биоразлагаемых и др.);
- II этап (2023 год) — 13 справочников (производство керамических изделий; добыча и обогащение железных руд; очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров) и др.);
- III этап (2024 год) — 10 справочников (добыча природного газа; производство твердых и других неорганических химических веществ; производство продуктов питания; переработка природного и попутного газа);
- IV этап (2025 год) — 10 справочников (утилизация и обезвреживание отходов термическими способами; размещение отходов производства и потребления; производство никеля и кобальта и др.);
- V этап (2026 год) — 9 справочников (добыча нефти; переработка нефти; производство драгоценных металлов; общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения и др.).
К 2026 году будет актуализировано 52 информационно-технических справочников по НДТ.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение указанных справочников, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должны направлять в Минпромторг России информацию о ходе выполнения поэтапного графика.
Расширение перечня современных технологий
Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1569-р расширен перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов.
Указанный перечень дополнен современными технологиями производства:
- анодных материалов для литий-ионных аккумуляторов;
- фанеры;
- минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий;
- катализаторов гидроочистки;
- бумаги для гофрирования из макулатуры
- и другими.
Согласно Распоряжению в качестве современных признано 26 видов технологий.
Обращение с отходами
Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1557-р утвержден Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности.
Комплексный план будет реализовываться в два этапа:
- Совершенствование организационного методического и нормативно-технического обеспечения практик утилизации;
- Развитие практик утилизации отходов.
Для каждого этапа Комплексного плана установлены:
- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить;
- сроки реализации мероприятий;
- ожидаемый результат от выполнения того или иного мероприятия.
Среди ожидаемых результатов Комплексного плана:
- развитие инвестиционных проектов по утилизации отходов или использованию вторсырья из них;
- применение отходов при ликвидации горных выработок, рекультивации земель и объектов накопленного вреда окружающей среде;
- расширение государственной поддержки для предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии в области утилизации отходов;
- минимизация рисков для объектов электроэнергетики и теплоснабжения, функционирующих на твердом топливе;
- использование вторичного сырья, обретенного путем переработки отходов, для получения почвенных удобрений, в автодорожном и железнодорожном строительстве, для природоохранных мероприятий и др.
Охрана воздуха
Порядок подготовки кадастра парниковых газов
29 июня на официальном сайте правовой информации опубликован Приказ Минприроды России от 25.04.2022 № 298 .
Приказом утверждены:
- Порядок подготовки кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
- структура кадастра парниковых газов;
- перечень официальной статистической информации о процессах и видах деятельности, в результате которых происходят выбросы парниковых газов;
- перечень данных о процессах и видах деятельности, в результате которых происходят выбросы парниковых газов, представляемых федеральными органами исполнительной власти.
Кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов состоит из Национального доклада о кадастре и Таблиц общего формата отчетности.
К секторам кадастра отнесены:
- Энергетика,
- Промышленные процессы и использование продукции,
- Сельское хозяйство,
- Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство,
- Отходы.
Подготовку кадастра парниковых газов осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Кадастр разрабатывается и ежегодно представляется в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Устойчивое развитие
Критерии климатических проектов
Приказом Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 утверждены критерии отнесения проектов, реализуемых индивидуальными предпринимателями, юридическими или физическими лицами, к климатическим проектам.
Климатический проект — комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов.
Приказом уточняются:
- Критерии отнесения проектов к климатическим;
- Порядок отнесения к климатическим проектам;
- Порядок представления отчета о реализации климатического проекта;
- Форма отчета о реализации климатического проекта.
Климатическим считается такой проект, который одновременно соответствует следующим критериям:
- мероприятия проекта соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства и осуществляются в соответствии с национальной системой стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов;
- результаты реализации проекта — сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения;
- мероприятия проекта не приводят к увеличению массы выбросов парниковых газов или снижению уровня их поглощения;
- сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения в течение срока реализации проекта не является результатом влияния факторов, которые не связаны с мероприятиями проекта;
- мероприятия проекта осуществляются в дополнение к обязательным мероприятиям, предусмотренных законодательством РФ.
Отчет о реализации климатического проекта представляется с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с приложением отчета о верификации результатов проекта. Если реализация климатического проекта происходит в несколько этапов, то отчет может представляться отдельно по каждому из этапов.
В форме отчета о реализации климатического проекта содержится 18 разделов, в которых, в частности, указываются:
- общие сведения о климатическом проекте и его краткое описание;
- тип климатического проекта (комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение поглощения парниковых газов);
- место реализации проекта;
- методики, методология;
- информация о ходе реализации проекта;
- сведения о планируемом, фактическом и проектном объеме сокращения выбросов парниковых газов или увеличении их поглощения;
- сведения об углеродных единицах в проекте.
Исполнителям климатических проектов могут предоставлять меры господдержки.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует шесть лет.
Напишите, пожалуйста