Обзор изменений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Апрель 2022

Законодательство, регулирующее сферы природопользования и охраны окружающей среды, в апреле претерпело некоторые изменения. Они коснулись сроков и размера экологических платежей и сборов, деятельности по обращению с отходами, осуществления контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзором и Ростехнадзором, а также регулирования поступления в атмосферный воздух веществ, разрушающих озоновый слой, и выбросов радиоактивных веществ. Рассказываем подробнее обо всех нововведениях.

29.04.22
6K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Экологические платежи и сборы

    Изменение платы за водопользование

    В 2022 году снижена плата за пользование водными ресурсами, находящимися в федеральной собственности. Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 456, согласно которому уменьшены ставки платы за забор воды и коэффициенты к ставкам платы за пользование водными объектами.

    То есть, если ранее на 2022-2023 годы было запланировано повышение ставок за забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на 15%, сейчас они увеличены на 10%.

    Изменения, внесенные постановлением № 456
    Изменения, внесенные постановлением № 456
    Что изменилось Год применения Было Стало
    Коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами 2022 3,06 2,93
    Коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами 2023 3,52 3,22
    Ставка платы за забор водных ресурсов (за 1 тыс. куб. м) 2022 214 рублей 205 рублей
    Ставка платы за забор водных ресурсов (за 1 тыс. куб. м) 2023 246 рублей 226 рублей

    Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

    Направления расходования средств от экологических сборов

    Постановлением Правительства РФ от 25.03.2022 № 467 утверждены направления расходования поступивших в федеральный бюджет средств от экологического сбора.

    Средства направляются на:

    • обеспечение утилизации отходов (с 1 января 2023 года),
    • строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами,
    • обустройство мест (площадок) накопления отходов, закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО.

    Также с 2023 года часть средств из федерального бюджета, поступивших от экологического сбора, будет направлена на оказание финансовой поддержки компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые выпускают изделия из переработанных отходов. Размер господдержки будет зависеть от количества переработанного мусора.

    Результат и цели предоставления субсидий:

    • компенсация части затрат, связанных с утилизацией отходов,
    • стимулирование производителей конечных продуктов использовать отходы в качестве вторсырья,
    • создание эффективной производственной цепочки переработки и утилизации отходов — от сбора сырья до выпуска готовых товаров,
    • решение проблем с незаконными свалками,
    • сокращение объемов мусора, вывозимого на полигоны.

    Утилизационный сбор в отношении самоходных машин

    Правительством перенесены сроки уплаты утилизационного сбора за I — III кварталы 2022 года для крупнейших отечественных производителей тракторов, дорожно-строительных машин, коммунальной и сельскохозяйственной техники, а также прицепов к ним. Соответствующее дополнение внесено в пункт 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

    Сроки уплаты утилизационного сбора для крупнейшего производителя в 2022 году
    Сроки уплаты утилизационного сбора для крупнейшего производителя в 2022 году
    Квартал, за который осуществляется уплата сбора Было Стало
    I — II кварталы В течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора До 23 декабря 2022 года
    III квартал В течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом До 23 декабря 2022 года

    Отсрочка уплаты утилизационных сборов введена для обеспечения стабильности экономической деятельности предприятий и своевременной выплаты зарплат сотрудникам.

    Государственный надзор и контроль

    Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений

    Для проведения плановых выездных проверок Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Приказом Ростехнадзора от 25.02.2022 № 62 установлена форма проверочного листа.

    Новая форма действует со 2 апреля 2022 года.

    В списке содержится более 100 контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.

    Приказом предусматривается, что плановые выездные проверки, проводимые Ростехнадзором при надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений, не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список контрольных вопросов.

    Контроль за исчислением платы за НВОС

    Росприроднадзор Приказом от 11.10.2021 № 691 утвердил Порядок составления акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и его формы.

    Порядок разработан на основании Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. В нем установлена последовательность действий должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора при составлении акта проведения контроля, а также регламентированы содержание и форма акта.

    Акт составляется по установленной форме и состоит из 3 частей:

    1. Вводная — содержит информацию о:
      • контролирующем лице,
      • организации, в отношении которой осуществляется контроль,
      • периоде, внесение платежей в котором является предметом контроля,
      • перечне документов, представленных лицом, обязанным вносить плату.
    2. Описательная — в таблице указываются:
      • наименование видов платы,
      • факты ошибок при выполнении расчетов и несоответствий (противоречий).
    3. Итоговая — в ней указываются выводы по результатам проведенного контроля и предложения по устранению выявленных ошибок в расчетах и несоответствий (противоречий) в документах.

    Форма акта зависит от формы декларации о плате НВОС:

    • если декларация представлена в форме электронного документа, подписанного простой ЭЦП, то акт составляется в форме электронного документа,
    • если декларация представлена на бумажном носителе, акт также составляется в бумажном виде в 2-х экземплярах и скрепляется гербовой печатью.

    После подписания акта он в течение 3 рабочих дней направляется лицу, в отношении которого проводился контроль платы.

    Запрещено внесение изменений в акт контроля после его подписания руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов Росприроднадзора, за исключением опечаток и описок.

    Обращение с отходами

    Тарифы на обращение с отходами I — II классов опасности

    3 апреля 2022 года вступил в силу Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22. Им установлены предельные (максимальные) тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами I — II классов опасности.

    Тарифы на период до 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления:

    • I класса опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
    • II класса опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).

    Утверждена форма акта утилизации отходов

    Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 утверждена форма акта утилизации отходов от использования товаров. Он требуется для подтверждения выполнения нормативов утилизации.

    В акте указывается:

    1. Наименование организации, осуществляющей утилизацию отходов от использованиz товаров;
    2. Сведения о производителе или импортере товаров;
    3. Информация по утилизируемым отходам:
      • наименование,
      • код по ФККО,
      • класс опасности,
      • принадлежность к группе товаров;
    4. Информация по произведенной в результате утилизации отходов продукции:
      • наименование продукции,
      • код продукции по ОК 034-2014,
      • документация, на основании которой производится утилизация,
      • количество произведенной продукции в кг;
    5. Сведения о процессе утилизации отходов — указывается, осуществлялись ли в ходе него:
      • применение отходов по прямому назначению (рециклинг),
      • возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация),
      • извлечение полезных компонентов для повторного применения отходов (рекуперация).
    6. Приказ действует с 5 апреля 2022 года до 1 сентября 2027 года.

      Обновлен порядок формирования перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта России

      22 апреля вступил в силу Приказ Минприроды России от 19.10.2021 № 765, которым:

      1. Обновлен Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО в регионе.

        В перечень включаются:

        • сведения о массе ТКО, которые планируется разместить на объекте,
        • дата окончания использования объекта,
        • даты начала и завершения рекультивации земельного участка, на котором находится объект.

        Если компании и ИП являются правообладателями земельного участка, на котором они планируют размещать объект для ТКО, то они в качестве заявителей направляют соответствующее заявление в уполномоченный орган исполнительной региональной власти по установленной форме.

        Если объект для размещения ТКО расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, или пользователь земельного участка не определен, то в таком случае в качестве заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект.

        При наличии потребности региона в объекте размещения ТКО его высшее должностное лицо направляет в Министерство заявку о возможности использования объекта для размещения ТКО.

        Для заявок в Приказе приведены содержание и рекомендуемый образец.

      2. Утвержден новый Порядок подготовки заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих необходимой документации.

        Срок выдачи заключения или отказа в его выдаче составляет 45 рабочих дней с даты поступления в Минприроды заявки. В случае необходимости срок может быть продлен.

      Условия проведения подготовительных работ при строительстве объектов

      Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 502 уточнены условия проведения подготовительных работ, в случае если проектная документация объекта федерального, регионального или местного значения относится к объектам государственной экологической экспертизы.

      Подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, выполняются только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

      Исключения предусмотрены в случаях, если проектная документация разработана в целях:

      • ликвидации накопленного вреда окружающей среде,
      • реализации проектов рекультивации земель, на которых размещались отходы производства и потребления.

      Охрана атмосферного воздуха

      Регулирование веществ, разрушающих озоновый слой

      Минприроды России утвердило Порядок ежегодного расчета допустимого объема производства в России веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию.

      В Порядке приводятся:

      • формулы расчета суммарного допустимого объема производства регулируемых веществ списка F в России;
      • формулы расчета суммарного объема регулируемых веществ списка F, планируемого к ввозу на территорию страны;
      • порядок распределения допустимого объема потребления регулируемых веществ списка F;
      • порядок распределения объема регулируемых веществ списка F, планируемого к ввозу в Россию.

      В случае, если суммарный объем производства регулируемых веществ списка F превышает допустимый объем, Минприроды России пропорционально уменьшает объем производства регулируемых веществ данного списка для каждого предприятия-производителя этих веществ до тех пор, пока суммарный объем их производства не станет равен допустимому.

      Допустимый объем потребления веществ, разрушающих озоновый слой

      Для 2022 года Правительство утвердило допустимый объем потребления в стране веществ списка F, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит госрегулированию (Распоряжение от 19.04.2022 № 930-р).

      Допустимый объем в чистом виде и смесях составит более 46 млн тонн эквивалента CО2, из которых:

      • 97% — объем веществ, планируемый к ввозу в РФ,
      • 3% — объем производства указанных веществ внутри страны.

      В распоряжении приводится распределение квот между организациями, обеспечивающими поставку указанных веществ для нужд производства фармацевтической продукции, для иных целей, а также между российскими предприятиями-производителями.

      Согласование методик расчета выбросов радиоактивных веществ

      С 18 апреля начал действовать новый Порядок согласования Ростехнадзором методик расчета выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденный Приказом от 01.10.2021 № 344.

      Порядком определена процедура согласования методик, разработанных юридическими и физическими лицами, в том числе ИП.

      Заявитель направляет заказным письмом с уведомлением о вручении или лично представляет в экспедицию Ростехнадзора следующие документы:

      1. Сопроводительное письмо, содержащее контактную информацию заявителя и опись прилагаемых документов;
      2. Копии документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя заявителя;
      3. Методику расчета с приложением материалов обоснования ее применимости.

      В Порядке уточнены основания для отказа в согласовании методики расчета.

      Срок рассмотрения представляемых документов не должен превышать 45 календарных дней со дня их регистрации в Ростехнадзоре.

      Услуги по проведению операций в реестре углеродных единиц

      Правительством установлены Правила определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц.

      Углеродная единица — единица установленного количества выбросов парниковых газов, единица сокращения выбросов. Измеряется в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне CО2.

      Реестр углеродных единиц — информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.

      Правила применяются в отношении всех услуг, которые оказывает оператор в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и порядком создания и ведения реестра углеродных единиц.

      Плата устанавливается за каждую услугу, за каждую операцию в реестре отдельно. Сведения об установленных размерах платы размещаются на сайте оператора.

      Размер платы за услуги оператор определяет самостоятельно. При этом в учет берется:

      • необходимость обеспечения доходности деятельности оператора,
      • прогнозы уровня инфляции на очередной финансовый год,
      • стоимость углеродных единиц.
        • Расходы на взаимодействие с международными системами учета и торговли углеродными единицами не учитываются.

          Максимальные значения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц подлежат пересмотру не реже, чем один раз в 5 лет и (или) при превышении годовой выручки оператора 100 млн рублей.

          Развитие инфраструктуры и субсидирование

          Продление сроков инвестиционных обязательств в лесопромышленном комплексе

          В связи с ограничениями, введенными иностранными государствами, Правительство на 12 месяцев продлило срок выполнения инвестиционных обязательств в лесопромышленном комплексе:

          • по созданию объектов лесной инфраструктуры,
          • по созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры,
          • по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

          Отсрочка, введенная постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 492, касается обязательств, предусмотренных поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта в период с 1 марта по 1 сентября 2022 года.

          Предоставление субсидий на развитие зарядной инфраструктуры

          Государственная программа «Развитие энергетики» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 431 дополнена:

          1. Порядком предоставления в 2022 году региональным бюджетам средств в целях субсидирования развития зарядной инфраструктуры для электромобилей;
          2. Порядком предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при развитии зарядной инфраструктуры для электромобилей.

          Субсидированием возмещается часть затрат юридических лиц и ИП, направленных на закупку оборудования объектов зарядной инфраструктуры и их технологическое присоединение к электрическим сетям в рамках реализации инвестиционных проектов.

          При этом размер предоставляемой субсидии на один объект зарядной инфраструктуры составляет 60% фактически понесенных затрат на закупку оборудования, но не более 1 860 тысяч рублей.

          Получателем средств указанные фактические затраты должны быть документально подтверждены и представлены к возмещению.

    29.04.22
    6K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста