Экологическое законодательство за январь 2023: новая форма № 2-Медотходы, продление разрешительных документов, особенности госпроверок

В ежемесячном обзоре изменений в экологическом законодательстве рассказываем о новой форме статистического наблюдения № 2-Медотходы, продлении сроков действия некоторых природоохранных разрешительных документов, об изменении объемов потребления в РФ озоноразрушающих веществ, а также особенностях проведения контрольных мероприятий в 2023 году.

31.01.23
4K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Недропользование

    Продлены особенности выдачи Роснедрами и его территориальными органами отдельных видов заключений и разрешений

    Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 № 2543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. № 1656» продлены на 2023 год установленные постановлением Правительства от 19.09.2022 № 1656 особенности выдачи:

    • заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки;
    • разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых;
    • разрешений на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода.

    Особенности выдачи перечисленных видов заключений и разрешений касаются:

    1. сроков рассмотрения заявлений:
      • не более 5 дней — на выдачу заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки,
      • не более 10 дней — на выдачу вышеуказанных разрешений;
    2. содержания заявлений, состава и содержания прилагаемых к заявлениям документов;
    3. определения случаев, при которых получение заключений и разрешений не требуется;
    4. порядка действий в случаях, когда получение заключений и разрешений не требуется.

    Охрана атмосферного воздуха

    Установлены объемы потребления в РФ веществ, разрушающих озоновый слой

    Общий объем потребления в России веществ, включенных в список F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, сохранен на уровне 2022 года и составит 46292794 тонны эквивалента CO₂ (распоряжение Правительства РФ от 31.12.2022 № 4408-р).

    При этом по сравнению с 2022 годом (распоряжение Правительства РФ от 19.04.2022 № 930-р) объем указанных веществ, планируемый к ввозу в РФ, увеличен, а объем производства таких веществ в стране сокращен.

    Сравнение объемов озоноразрушающих веществ, планируемых к ввозу в РФ, и объемов производства данных веществ в РФ в 2022 и 2023 годах
    Объемы/ Год 2022 год 2023 год
    Объем, планируемый к ввозу в РФ, тонны эквивалента CO₂ 44908794 45230794
    Объем производства в РФ, тонны эквивалента CO₂ 1384000 1062000

    Также в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2022 № 4408-р приведено распределение квот между юрлицами и ИП:

    • обеспечивающими поставку указанных веществ для нужд производства фармацевтической продукции;
    • обеспечивающими поставку указанных веществ для иных нужд;
    • предприятиями-производителями указанных веществ.

    Обращение с отходами

    Утверждена годовая форма статистического наблюдения № 2-Медотходы

    Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 утверждены:

    • Годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы «Сведения об обращении с медицинскими отходами»;
    • Указания по заполнению формы.
    Кто предоставляет Представляемые сведения
    Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, образующимися в результате:

    • медицинской и фармацевтической деятельности,
    • деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий,
    • деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях,
    • производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов.
    Раздел 1. Сведения об обращении с медицинскими отходами:

    • накопленных в течение предыдущих лет,
    • образованных за отчетный период,
    • поступивших от других хозяйствующих субъектов,
    • обезвреженных в течение отчетного периода,
    • переданных сторонним организациям для обезвреживания, хранения, захоронения).
    Раздел 2. Сведения об обращении с отходами, образовавшимися после обезвреживания медицинских отходов
    Куда предоставляется Срок сдачи
    Территориальный орган Роспотребнадзора в субъекте РФ по месту фактического осуществления деятельности до 1 февраля

    Форму не представляют юридические лица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых в отчетном году в образованных медицинских отходах присутствуют только отходы класса А массой менее 100 кг в год.

    Для предоставления формы № 2-Медотходы руководитель юридического лица должен назначить должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица.

    Если за отчетный период наблюдаемое явление не возникло, респондент должен направить подписанный отчет по форме, не заполненный значениями показателей («пустой» отчет по форме). В таких случаях заполняется исключительно титульный раздел формы.

    Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 не устанавливается отчетный год сдачи первого отчета по форме № 2-Медотходы, однако в целях предотвращения нежелательных последствий следует его представить за отчетный 2022 год до 1 февраля 2023 года.

    В соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление первичных статистических данных предусмотрен административный штраф:

    • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 рублей.

    Разрешительная деятельность

    Сроки действия природоохранных разрешительных документов, истекающих в 2023 году, продлены на 12 месяцев

    Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 № 63 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».

    Продлеваются на 12 месяцев следующие природоохранные разрешительные документы, сроки действия которых истекают (истекли) в 2023 году:

    • санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, на размещение объекта, на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, а также на проектную документацию);
    • разрешения на выброс и сброс загрязняющих веществ, лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, полученные для объектов I категории НВОС,
    • разрешения на временные сбросы.

    Также на 12 месяцев подлежат продлению истекшие с 24 февраля по 13 марта 2022 года:

    • разрешения на выброс и сброс загрязняющих веществ, лимиты на выбросы и сбросы, полученные объектах, для объектов I категории НВОС,
    • разрешения на временные выбросы и сбросы.

    Государственные органы самостоятельно обеспечивают внесений сведений о продлении действия разрешений, при этом разрешение на бумажном носителе не требуется.

    Контрольно-надзорная деятельность

    Уточнены особенности проведения проверок в 2023 году

    Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 внесены изменения в особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336) в 2023 году:

    • Продлено действие закрытого перечня оснований для внеплановых проверок;
    • Уточнено, что внеплановые проверки по согласовании с прокуратурой проводятся в случае получения информации о наличии рисков нарушения обязательных требований;
    • Контрольный орган вправе исключить плановое контрольное (надзорное) мероприятие из плана, если профилактический визит проведен в течение 3 месяцев до даты плановой проверки.

    Стратегия экологической безопасности РФ

    Скорректирован план реализации Стратегии экологической безопасности РФ

    Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 № 4365-р внесены изменения в план мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

    Исключены пункты плана:

    • Пункт 4. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания системы экологического аудита;
    • Пункт 8. Развитие международного сотрудничества и реализация совместных проектов по изучению зарубежного опыта в целях адаптации наилучших доступных технологий для их применения на территории Российской Федерации;
    • Пункт 31. Проработка вопроса, связанного с созданием и развитием системы экологических фондов;
    • Пункт 43. Содействие продвижению на международных площадках российского передового опыта, наилучших доступных технологий в области охраны окружающей среды.
    Продлены сроки реализации мероприятий
    Наименование мероприятия Прежний срок реализации Новый срок реализации
    Формирование сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая инструментальные обследования загрязнения, анализа репрезентативности существующей сети инструментальных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и возможные пути ее развития до 5 апреля 2021 года до 15 июня 2024 года
    Разработка предложений, направленных на обеспечение своевременной рекультивации земель, нарушенных и загрязненных в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности до 5 апреля 2020 года до 5 апреля 2025 года
    Проработка вопросов, касающихся создания инструментов контроля и мониторинга экологической безопасности, основанных на данных дистанционного зондирования Земли до 5 апреля 2020 года до 5 апреля 2025 года
    Разработка плана действий, направленных на усиление позиций РФ при формировании международной природоохранной повестки до 5 апреля 2020 года до 5 апреля 2025 года
    Подготовка и представление в Правительство РФ доклада о результатах оценки достижения значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности РФ ежегодно, до 10 марта (начиная с 2020 года) ежегодно, до 1 июля

    Проекты НПА

    Планируется внести изменение в содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование

    Минприроды России разработан Проект приказа «О внесении изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.01.2022 № 51 «Об утверждении Типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта российской федерации или органом местного самоуправления»».

    Законопроектом предусматривается:

    • исключение из пункта 4.5 Типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование требования к качеству воды в месте сброса сточных вод;
    • внесение изменений в пункт 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса в части исключения из содержания решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, ввиду избыточности данного требования по следующим причинам.

    Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 30 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2022 г. N 18 «О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование»» планируется:

    • исключить из содержания решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

    Поскольку показатели качества сточных вод устанавливаются при нормировании воздействий после оформления решения, установление качества воды в месте сброса на стадии принятия решения не представляется возможным. В связи с тем, что водные объекты являются в основном объектами общего пользования, качество воды в них зависит от:

    • природного фона,
    • соблюдения требований к качеству сброса не только конкретным водопользователем, но и всеми участниками водных отношений.

    Поэтому указанное условие решения применительно к отдельно взятому водопользователю расценено Минприроды как избыточное.

    Планируется введение нового регламента по согласованию деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы

    Росрыболовством разработан Проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги «Согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»».

    В разработанном регламенте, в частности, предусматривается:

    • добавление вариантов результатов по согласованию в зависимости от осуществляемой деятельности;
    • сокращение сроков, отведенных на согласование;
    • уточнение перечня документов для согласования;
    • уточнение перечня оснований для отказа в согласовании.

    Предлагается введение штрафов за нарушение правил обращения с побочными продуктами животноводства

    Проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагается введение в КоАП статьи 10.8.1 «Несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства», которой предусматривается административный штраф:

    1. За несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при хранении, транспортировании, обработке, переработке, реализации побочных продуктов животноводства:
      • от 30 000 до 40 000 рублей — для должностных лиц;
      • от 50 000 до 60 000 — для ИП;
      • от 250 000 до 350 000 — для юрлиц.
    2. За повторное в течение года нарушение:
      • от 40 000 до 50 000 — для должностных лиц;
      • от 60 000 до 70 000 — для ИП;
      • от 350 000 до 450 000 — для юрлиц.

    Планируется усиление контроля за обладателями лицензий на обращение с отходами

    Законопроектом о внесении изменений в статью 19.3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предполагается:

    • включить лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в перечень видов деятельности, в отношении которых осуществляется периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

    Так, Росприроднадзор сможет осуществлять периодический контроль за обладателями лицензий на обращение с отходами без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

    Проведение в отношении лицензиатов процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям позволит отказаться от:

    • установления срочности лицензий, более обременительной с точки зрения административных процедур для хозяйствующих субъектов,
    • плановых проверок.

    При этом соответствующий контроль за исполнением лицензионных требований будет достигаться, в том числе, посредством следующих мероприятий:

    • в части деятельности по утилизации отходов — установление контроля за выполнением установленных нормативов утилизации, за наличием достоверных данных по мощностям объектов утилизации, необходимых для оценки развития инфраструктуры объектов утилизации (переработки) отходов;
    • в части деятельности по размещению отходов — ограничение указанной деятельности после истечения срока эксплуатации объекта размещения отходов, определенного проектной документацией и заключением государственной экологической экспертизы, или исчерпания его вместимости.
    31.01.23
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста