Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Ежегодно до 10 марта природопользователи должны отчитываться за негативное воздействие (выбросы, сбросы, отходы) предоставлением декларации о плате за НВОС. В статье разбираем, кому требуется платить за НВОС и сдавать декларацию, каков порядок внесения платы и что делать в случае переплаты, нужно ли использовать новую форму декларации о плате за НВОС за отчетный 2022 год и на что обратить внимание при ее заполнении и предоставлении, а также приводим наиболее частые ошибки, которые возникают при сдаче отчетности.

16.02.23
9K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Кто обязан вносить плату за НВОС

    Платность природопользования установлена статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ вносится за:

    • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
    • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
    • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

    Плательщиками за НВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

    Плату за НВОС не вносят хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории.

    О категорировании объектов НВОС в разных регионах России — в нашей статье.

    При размещении отходов плательщики за НВОС делятся на две группы с учетом того, относятся отходы к ТКО или нет.

    Плательщики за НВОС при размещении отходов
    При размещении отходов, которые не относятся к ТКО При размещении ТКО
    Хозяйствующие субъекты, в ходе деятельности которых образовались отходы Региональные операторы или операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению

    Плата за НВОС, зачисленная в государственный бюджет, направляется (согласно статье 16.6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

    • на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде;
    • на организацию работ по ликвидации накопленного вреда;
    • на иные мероприятия по снижению НВОС, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, если на территории субъекта РФ (муниципального образования) объекты накопленного вреда отсутствуют.

    Как платить за НВОС

    Платежная база для исчисления

    Платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса:

    • выбросов загрязняющих веществ,
    • сбросов загрязняющих веществ,
    • размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

    Платежная база определяется плательщиками за НВОС лицами самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

    • для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период,
    • в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р,
    • в отношении каждого класса опасности отходов производства и потребления.

    О новых требованиях к содержанию программы производственного экологического контроля рассказываем в статье.

    При определении платежной базы учитываются:

    • объем и (или) масса выбросов в пределах нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ), превышающие такие нормативы, выбросы (включая аварийные), технологические нормативы;
    • объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), временно разрешенных сбросов (далее — ВРС), превышающие такие нормативы, сбросы (включая аварийные), технологические нормативы,
    • лимиты на размещение отходов и их превышение.

    Исчисление платы за НВОС

    Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно. Для этого:

    1. Определяется платежная база — фактические объемы и (или) масса выбросов, сбросов, размещенных отходов по каждому загрязняющему веществу, по классу опасности отходов;
    2. Величины платежной базы умножаются на соответствующие ставки платы, установленные на 2018 год, с использованием коэффициента индексации 1,19 и других коэффициентов, определенных статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
    3. Полученные величины суммируются.
    4. Если в течение годы перечислялись аваносовые платежи за НВОС, они вычитаются из итоговой годовой суммы.

    Из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на фактически реализованные (с наличием документального подтверждения) мероприятия по снижению НВОС, в пределах исчисленной платы за НВОС раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, класса опасности отходов. Перечень таких мероприятий установлен пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

    Если затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС не учтены при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, их можно учесть в последующие отчетные периоды. Однако, сделать это можно в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды (далее — ООС) или программы повышения экологической эффективности.

    В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия и внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ) при исчислении платы за НВОС к ставкам платы применяются следующие коэффициенты:

    Объем или масса Условие Коэффициент
    Выбросы, сбросы загрязняющих веществ В пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС 0
    Отходы производства и потребления Отходы, подлежащие накоплению, фактически утилизированы с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданы для утилизации в течение установленного законодательством срока 0
    Выбросы, сбросы загрязняющих веществ В пределах НДВ, НДС 1
    Отходы производства и потребления Размещены в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов 1
    Выбросы, сбросы загрязняющих веществ В пределах ВРВ, ВРС; Объем/ масса выбросов, сбросов превышает установленные для объектов III категории НДВ, НДС 25
    Отходы производства и потребления Размещены с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов 25
    Выбросы, сбросы загрязняющих веществ Превышают установленные для объектов I категории такие объем или массу; Превышают указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу 100

    В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам платы применяются следующие коэффициенты:

    Отходы Условие Коэффициент
    Отходы V класса опасности добывающей промышленности При размещении отходов посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова 0
    Отходы недропользования При размещении отходов из них осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов 0
    Отходы производства и потребления При размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение 0,3
    Отходы IV, V классов опасности При размещении отходов, если они образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности 0,5
    Отходы III класса опасности При размещении отходов, если они образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности 0,67
    Отходы IV класса опасности При размещении отходов, если они образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности 0,49
    Отходы IV класса опасности При размещении отходов, если они образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности 0,33

    Если отходы производства и потребления размещены на объектах размещения отходов, исключающих НВОС и определяемых в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

    Внесение платы

    Плата за НВОС вносится по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:

    • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ по месту нахождения стационарного источника;
    • за размещение отходов производства — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

    Лица, обязанные вносить плату (за исключением МСП), вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала). Они могут выбрать один из способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС:

    1. в размере ¼ платы за НВОС за предыдущий год (с учетом корректировки размера платы в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
    2. в размере ¼ платы за НВОС, которая определена исходя из объема или массы выбросов и сбросов в пределах НДВ и НДС, ВРВ и ВРС, лимитов на размещение отходов;
    3. в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных ПЭК об объеме или о массе выбросов, сбросов, размещенных отходов в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
    Сроки внесения авансовых платежей за 2022 год
    1-й авансовый платеж до 20 апреля
    2-й авансовый платеж до 20 июля
    3-й авансовый платеж до 20 октября

    Переплата за НВОС

    Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 определен порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.

    При переплате за НВОС излишне уплаченная сумма (согласно) может быть:

    • возвращена на счет предприятия (для этого нужно заполнить заявление о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС);
    • зачтена в счет будущих отчетных периодов (для этого нужно заполнить заявление о зачете сумм излишне уплаченной платы за НВОС в счет одного или нескольких будущих отчетных периодов).

    К заявлению о возврате или зачете суммы необходимо приложить акт сверки расчетов, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и плательщиком НВОС.

    Заявление может быть подано:

    • в электронном виде с использованием простой электронной подписи (далее — ЭЦП);
    • на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении).

    Краткая памятка о плате за НВОС

    Наименование платежа

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    Куда вносится

    Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие
    НПА

    Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
    Срок внесения

    до 1 марта
    Кто вносит плату

    Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится):

    • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками;
    • сбросы загрязняющих веществ;
    • размещение отходов
    Как вносится

    На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ

    Расчет платежа за НВОС производится в декларации о плате за НВОС.

    Какую форму декларации о плате за НВОС использовать

    Декларацию о плате за НВОС должны предоставлять хозяйствующие субъекты, обязанные вносить плату за НВОС.

    Декларация формируется путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Росприроднадзором.

    Форма декларации о плате за НВОС утверждена приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043. Однако с 01.03.2023 устанавливается новая форма декларации в соответствии с приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624. В новой форме предусмотрены строки для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

    Какой формой пользоваться при предоставлении декларации о плате за НВОС за 2022 год? Согласно письму Минприроды, допустимо представлять декларацию о плате за данный отчетный год по форме, функционирующей в настоящее время в Личном кабинете природопользователя (далее — ЛКП), поскольку декларация о плате представляется за 2022 отчетный год, в котором еще не действовали нормы Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Как заполнить форму декларации о плате за НВОС

    1. В декларации все числовые показатели, кроме ИНН и КПП, указываются путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда числа, справа налево, в пустых ячейках нули не указываются.

      Суммы платы указываются в рублях с точностью до одной сотой. Если третий знак после запятой больше или равен 5, то производится округление (вторая цифра после запятой увеличивается на 1). Если третий знак после запятой меньше 5, то вторая цифра после запятой не изменяется.

    2. Раздел «Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет» заполняется по каждому муниципальному образованию отдельно. При заполнении необходимо указать порядковый номер страницы.
    3. Раздел «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» включает в себя информацию о выбранном способе определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду и объекту НВОС. Данный лист заполняется по каждому муниципальному образованию отдельно. При заполнении необходимо указать порядковый номер страницы.
    4. Раздел 1 заполняется лицами, осуществляющими выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, по каждому стационарному источнику объекта НВОС. При заполнении Раздела 1 указываются:
      • категория, наименование, код, адрес места нахождения объекта НВОС, согласно свидетельству о постановке на госучет;
      • номер, дата выдачи и срок действия КЭР либо дата представления и номер декларации НВОС, отчета.
    5. Раздел 1.1 заполняется лицами, у которых имеются выбросы от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа, которые не превышают объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа.

      В разделе, в частности, указываются метод расчета показателя сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа, объемы добычи, сжигания, использования попутного нефтяного газа, технологические потери и уровень использования попутного нефтяного газа.

    6. Раздел 1.2 заполняется лицами, осуществляющими выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр), либо при отсутствии средств измерений по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта НВОС.
    7. Раздел 2 заполняется лицами, имеющими источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску объекта НВОС. При заполнении раздела указываются:
      • категория, наименование, код, адрес нахождения объекта НВОС согласно свидетельству о постановке на государственный учет;
      • номер, дата выдачи и срок действия КЭР либо дата представления и номер декларации НВОС, отчета.
    8. Раздел 3 заполняется по каждому объекту размещения отходов отдельно.

      Региональными операторами и операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, данный раздел заполняется в отношении отходов, образовавшихся в собственном производстве, не относящихся к ТКО.

      Если отходы размещены на объектах размещения отходов, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, данный раздел заполняется исходя из того, на каких объектах размещаются отходы.

      Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в материалах учета в области обращения с отходами.

    9. Раздел 3.1 заполняется региональными операторами и операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту НВОС, объекту размещения отходов отдельно.

    Данные в декларации округляются до количества знаков, соответствующего знакам в разрешении на выброс.

    Суммы платы указываются в рублях с точностью до одной сотой.

    К декларации о плате прилагаются следующие документы (при представлении декларации в электронном виде прикладываются скан-копии):

    1. Документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате, — в случае, если она подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем;
    2. Перечень документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы мероприятий по ООС или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по использованию и утилизации попутного нефтяного газа с указанием их реквизитов (номер, дата) — в случае, если в отчетном году были осуществлены корректировка размера платы;
    3. Копии договоров на размещение отходов;
    4. Журналы учета движения отходов за отчетный период.

    Особенности предоставления декларации

    Декларация о плате за НВОС может предоставляться двумя способами:

    1. В форме электронного документа, подписанного ЭЦП через ЛКП;
    2. На бумажном носителе:
      • непосредственно,
      • в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

    Если декларация предоставляется на бумажном носителе, она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица либо индивидуального предпринимателя (при ее наличии).

    Декларация имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

    При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, представление ее на бумажном носителе не требуется.

    Если у плательщиков НВОС годовой размер платы за предыдущий отчетный период равен или меньше 25 000 рублей, они вправе представлять декларацию на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии через ЛКП.

    Бывают ситуации, когда объекты НВОС, объекты размещения отходов находятся на территории двух и более субъектов. В таком случае по каждому субъекту представляется отдельная декларация о плате за НВОС.

    Если же на территории одного субъекта расположено несколько объектов НВОС, объектов размещения отходов, то представляется одна декларация.

    Дата представления декларации

    Датой представления декларации о плате считается:

    1. Если декларация представлена через ЛКП — дата отправки декларации;
    2. Если декларация представлена на бумажном носителе:
      • отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или
      • дата почтового отправления.

    Представление уточненной декларации о плате за НВОС

    Плательщики за НВОС в течение 3 лет после представления первичной декларации вправе представить уточненную декларацию за данный отчетный год (пункт 11 Порядка предоставления декларации о плате за НВОС) в случае:

    • недостоверных сведений;
    • неполноты отражения сведений;
    • ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы за НВОС, подлежащей внесению.

    Краткая памятка о декларации о плате за НВОС

    Наименование отчетности

    Годовая отчетность по негативному воздействию на окружающую среду (отходы, выбросы, сбросы)
    Куда предоставляется

      Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие
    НПА

    Приказ Минприроды России от 10.12.2020 № 1043
    Срок сдачи

    до 10 марта
    Кто предоставляет

    Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, декларация не предоставляется), т.е. все плательщики за НВОС
    Как предоставляется

    • В электронном виде через ЛКП с использованием ЭЦП;
    • В бумажном виде

    Наиболее частые ошибки при сдаче декларации

    1. Предоставление декларации о плате за НВОС от отдельных структурных подразделений, которые не являются юридическими лицами;
    2. Не заполняются номера и категории объектов НВОС;
    3. Включение в декларацию о плате за НВОС чужих субъектов (поскольку декларация должна быть представлена по каждому субъекту от юридического лица);
    4. Предоставление декларации без ЭЦП при условии превышения платежей за прошлый год в сумме 25 тысяч рублей;
    5. Указание неправильного статуса декларации;
    6. Не прикладываются приложения (журнал движения отходов, договоры на размещение отходов);
    7. Заполняется раздел 3.1 декларации природопользователями, которые не являются региональными операторами или операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению (полигоны);
    8. Заполняются разделы 1.1. и 1.2 природопользователями, которые не имеют выбросы при сжигании попутного газа, и факельных установок;
    9. Использование расчетов НДВ вместо разрешительного документа;
    10. Указание неверного срока действия разрешительной документации;
    11. Необоснованно применяются (или не применяются) дополнительные коэффициенты.

    Административная ответственность, пени

    Невнесение или неполное внесение платы за НВОС

    В соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС предусмотрена уплата пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 2/10 процента за каждый день просрочки.

    Пени начисляются за каждый календарный день просрочки внесения платы за НВОС, в том числе квартальных авансовых платежей.

    За невнесение в установленные сроки платы за НВОС предусмотрены штрафы (статья 8.41 КоАП РФ):

    • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей,
    • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

    Нарушение порядка сдачи декларации о плате за НВОС

    За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за НВОС предусмотрены штрафы (статья 8.5 КоАП РФ):

    • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей,
    • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
    16.02.23
    9K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста