Экологический комплаенс: как системные инструменты снижают эколого-правовые риски предприятий

Экологический комплаенс — относительно новое явление для России. До недавнего времени его внедряли в основном крупные компании, являющиеся частью международной сети (транснациональных корпораций). Сейчас, в изменившихся экономических условиях, компании принимают еще более взвешенные решения о том, какие расходы совершать: статья экологических затрат сокращается одной из первых и поэтому экологический комплаенс становится настоящим рабочим инструментом для снижения эколого-правовых рисков любой компании. О том, что такое комплаенс, истоках его появления, развитии в России — в нашей статье.

30.06.22
8K

Cодержание статьи

    Полина Позднякова
    Основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт по экологическому праву и комплаенсу

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что такое экологический комплаенс: предпосылки для появления

    Экологический комплаенс ­— это система соблюдения предприятием требований природоохранного законодательства. Он сводится к построению на предприятии механизма, позволяющего снижать эколого-правовые риски за счет работы не только с материальными факторами, но и с человеческим ресурсом, так как эколого-правовые риски могут выражаться в совершении незаконных и неэтичных действий, влекущих неблагоприятные с точки зрения экологического регулирования последствия.

    Комплаенс позволяет определить, какие экологические расходы ни в коем случае нельзя сокращать, а на каких можно сэкономить. Цена реализации эколого-правового риска для предприятия высока, так как размер экологических штрафов и ущербов может быть непредсказуемо значительным. Яркий пример этого года — взыскание более 5 млрд. рублей возмещения экологического вреда с АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р». Поэтому единственный выход для компании убрать экологический риск — продолжить устранять действительные причины экологических проблем, что и делает комплаенс.

    Комплаенс направлен не только на минимизацию самих эколого-правовых рисков, но и на снижение репутационных и иных издержек, связанных с наступлением таких рисков

    Экологический комплаенс составляет часть общекорпоративного комплаенса, самый известный вид которого — антикоррупционный.

    Цели экологического комплаенса вырастают из целей общего комплаенса:

    1. выявлять эколого-правовые риски
    2. разрабатывать превентивные меры по снижению влияния основных факторов, которые могут влечь наступление опасных последствий
    3. внедрив систему, реализующую эти меры, проводить постоянный мониторинг эффективности таких мер и корректировать их при необходимости

    В целом комплаенс можно свести к 7 компонентам:

    • стандарты, процедуры и иные инструменты для предотвращения незаконного поведения
    • Логика комплаенс-системы проста: сотрудникам, работа которых влияет на экологическую деятельность компании, должно быть ясно, как вести себя правильно — так, чтобы не способствовать наступлению эколого-правовых рисков. Экологический комплаенс позволяет выработать оптимальные стратегии и выбрать наиболее эффективные инструменты с учетом правовых последствий экологической деятельности (например, зафиксировать критерии, как определить, нужно ли компании оспаривать то или иное решение органа или нет, какой порядок действий будет наиболее успешным в конкретном случае и т.д.).

    • определение ответственных лиц (как за воплощение конкретных стандартов и процедур, так и за контроль исполнения комплаенс-процедур в целом)
    • Комплаенс-система предполагает наличие ответственного лица — сотрудника, который будет обеспечивать работу комплаенс-системы и контроль ее результатов, а также организовывать ее модификацию. Таким лицом может быть как комплаенс-офицер, так и сотрудник экологической или юридической службы.

    • контроль за персональным составом
    • Эффективность исполнения конкретными сотрудниками стандартов, процедур, использование иных инструментов комплаенс-системы. В отношении работников, допускающих нарушения, должны быть приняты меры — проведено внутреннее расследование, приняты меры по устранению факторов, способствующих нарушениям, меры дисциплинарного воздействия, при необходимости, и т.д.

    • эффективное обучение и информирование
    • Обучение сотрудников — обязательное условие работы комплаенс-системы. Комплаенс-система позволяет выявить ключевые вопросы/сферы деятельности компании, в которых необходимо повышать квалификацию работников.

    • наличие постоянного мониторинга, проведение аудита и наличие системы отчетности
    • Эффективная комплаенс-система невозможна без контроля. Система связывает подразделения, влияющие на реализацию эколого-правовых рисков, и устанавливает порядок контроля за их деятельностью.

    • развитие дисциплины в исполнении системы
    • Неотъемлемой частью комплаенс-системы служит также и работа над ее реализацией. Система создается не для того, чтобы быть на бумаге. Главная цель системы — качественно улучшать показатели экологической деятельности компании, прежде всего учитывая юридические результаты работы (наличие и размер штрафов, наличие и исход экологических споров и т.д.). Анализируются ключевые факторы, влияющие на ее исполнение, разрабатываются мероприятия, необходимые для ее успешного функционирования.

    • изменение системы в ответ на происходящие события
    • Гибкость комплаенс-системы — ключевое свойство. Оно проявляется как в ее сочетаемости с другими системами менеджмента в компании, так и в ее постоянном изменении в ответ на происходящие события.

    Ряд элементов играет ключевую роль в системе экологического комплаенса:

    1. позиция высшего руководства
    2. корпоративная культура
    3. оценка рисков (как экологических, так и правовых)
    4. наличие ответственного за комплаенс-систему лица
    5. проведение постоянного мониторинга, проверка

    Исторически комплаенс появился в США, с момента принятия Акта против коррупции в 1977 года (Foreign Corrupt Practices Act). Его появление было следствием широко распространившейся среди американских компаний коррупционной практики (более 400 американских фирм признались в даче взяток и других платежах зарубежным правительствам).

    Одним из показательных был случай 1985 года, который расследовала Президентская Комиссия Голубой ленты. Пентагон закупал «запасные части» по значительно завышенным ценам (например, приобрел кофеварку почти за 8 тысяч долларов и сиденье для унитаза за 600 долларов). Тогда такие действия не считались преступлением, но такую практику впервые признали неэтичной. Бизнес начал объединяться для распространения лучших бизнес-практик, следования этическим стандартам, которые превосходят правовые нормы (например, DII).

    Представление о комплаенсе как о программе (системе) пришло из Федеральных правил вынесения приговоров США. В 1991 году, на волне крупных корпоративных скандалов, Комиссия по вынесению приговоров США разработала Руководство по предупреждению и сдерживанию организационных правонарушений.

    Экологический комплаенс вырос из экологического менеджмента, который развивался параллельно общему комплаенсу. Отправной точкой международного движения экологического менеджмента можно считать Хартию по устойчивому развитию 1991 года, разработанную Международной торговой палатой. В Хартии были воплощены принципы, позволяющие любому предприятию выстроить свою деятельность в соответствии с экологическими требованиями.

    Крупные аварии привели к ужесточению в 70-80-х годах экологического законодательства по всему миру и легли в основу исков против компаний, создав для них значительные финансовые последствия. Это привело к необходимости выявлять и оценивать экологические риски, так как суммы возмещения экологического вреда были значительны. Проведение экологического аудита предприятий на предмет выявления таких рисков стало условием получения инвестиций и в целях определения критериев оценки, упорядочивания этой процедуры и приведения ее к единообразию была разработана серия международных стандартов ISO в 90-х годах.

    На фоне этих процессов развивался экологический комплаенс как правовое отражение происходящих изменений в подходах к организации экологической деятельности предприятий. Стандарты и рекомендации в области комплаенса были разработаны и опубликованы ОЕСР в 2000-х годах, в частности, практическое пособие «Assuring Environmental Compliance: A toolkit for building better environmental inspectorates in Eastern Europe, Caucasus, and Central Asia». В 2007-2008 годах ОЕСР проводила сравнительное исследование 6 стран на предмет эффективности внедрения экологического комплаенса на государственном уровне.

    Как соотносятся экологический комплаенс и система экологического менеджмента по ISO

    Система экологического менеджмента (СЭМ) ISO 14001 представляет собой одну из наиболее популярных систем управления экологическими рисками. Она базируется на цикле Деминга-Шухарта PDCA (plan, do, check, act). Шаг планирования предполагает разработку экологической политики предприятия с ключевыми стратегическими направлениями его работы в экологической безопасности. Определяются экологические проблемы и цели по охране окружающей среды, оцениваются риски. Шаг действия включает в себя распределение зон ответственности и выявление необходимых ресурсов. На этапе проверки оцениваются результаты деятельности компании, а также вырабатываются меры по минимизации и устранению возможных проблем.

    Соответствие такой системы сертифицируется независимыми организациями. Сертификат соответствия ISO 14001 позволяет компаниям демонстрировать для третьих лиц (инвесторов, потребителей и пр.), что компания учитывает экологические факторы в своей политике.

    Однако из-за того, что СЭМ достаточно унифицирована и формализована, нередко компании получают сертификат соответствия и при этом не снижают нагрузку на окружающую среду и не перестают сталкиваться с экологическими штрафами и ущербами. Это вызвано и тем, что сертификации подлежит наличие самой системы, при этом стандарт не предъявляет к ее работе количественных требований.

    Публикуемые экологические политики не отражают действительный уровень работы с экологическими рисками, являясь, во-первых, только намерениями и направлениями организации в отношении экологических результатов деятельности, а во-вторых, официально сформулированные ее высшим руководством, под которым понимается лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне, что уже предопределяет общий характер документа.

    Имея в основе СЭМ, экологический комплаенс дополняет и улучшает ее за счет того, что приземляет абстрактные оценки и решения к правовой действительности и решает экологические задачи комплексно, но имея в виду их воплощение в правовой плоскости. Экологическая комплаенс-система выстраивает порядок работы, принятия экологических решений опираясь на действующее и разрабатываемое правовое регулирование, особенности правоприменительной практики. Именно правовые результаты реализации экологических рисков влекут для компаний негативные финансовые и репутационные последствия. В дополнение к экологическому менеджменту при определении подходящего решения и критериев его оценки экологический комплаенс уделяет особое внимание корпоративной культуре, человеческим ресурсам.

    Перспективы экологического комплаенса в России

    В настоящее время экологический комплаенс нормативно не урегулирован в России: законодательство не содержит ни его определения, ни правил осуществления. Его применение не обеспечивает природопользователей какими-либо преференциями.

    Однако уже сейчас наметились изменения в государственной экологической политике, создающие почву для будущего поощрения проведения комплаенса. С 1 мая текущего года до 31 декабря 2023 года Росприроднадзор проводит эксперимент по консультированию инвестпроектов на этапе создания с целью привести их к соответствию природоохранному законодательству.

    Хотя природоохранные органы страдают дефицитом квалифицированных кадров, в такой инициативе можно увидеть наметившийся переход от контрольных мероприятий к профилактическим мероприятиям, аналогу самообследования (экологическому аудиту и комплаенсу). Этот переход соответствует идеям, заложенным в недавно вступившем в силу Законе о государственном контроле.

    Несмотря на отсутствие прямо предусмотренных преференций, компании заинтересованы в экологическом комплаенсе, так как он обеспечивает принятие юридически взвешенных решений, ориентированных на будущее. Он предполагает погружение в деятельность компании и качественное изменение (улучшение) имеющегося порядка управления, которое предупреждает эколого-правовые риски и действительно уменьшает экологические санкции, применяемые к предприятиям.

    Экологический комплаенс выступает системным инструментом, дополняющим экологический менеджмент. Экологический комплаенс повышает эффективность менеджмента, делая акцент на правовом аспекте экологической деятельности и учитывая при внедрении системы социальные факторы (как внутренние, например, корпоративная культура, управление человеческими ресурсами, так и внешние, в частности, репутация и связи с общественностью).

    30.06.22
    8K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста