Страна действительно созрела для перехода к экономике замкнутого цикла. Интервью с Денисом Буцаевым, генеральным директором ППК «Российский экологический оператор»

В интервью EcoStandard.journal глава ППК «РЭО» Денис Буцаев рассказал, какие изменения законодательства запланированы в отрасли обращения с ТКО и механизме РОП, как будет вводиться запрет на одноразовый пластик, насколько эффективно решение о монополизации деятельности регоператоров, как развивается культура осознанного производства и потребления в стране и нужна ли ESG-повестка России.

08.08.22
6K

Cодержание статьи

    Юлия Кириллова
    Редактор EcoStandard.journal

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Денис Петрович, сейчас во многих сферах из-за сложившейся экономической ситуации происходит отсрочка в достижении целевых показателей. Как обстоят дела в отрасли по обращению с отходами?

    Для стабилизации ситуации в отрасли обращения с отходами были разработаны меры поддержки. На сегодняшний день президиум правительственной комиссии во главе с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным утвердил три меры, их включили в перечень антикризисных мер поддержки российской экономики. Это:

    1. субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам,
    2. возможность увеличения сроков по концессиям,
    3. подхват функций регоператоров.

    Одна из мер — законопроект о расширении перечня лиц, имеющих право подхвата функций регоператора. Меру уже включили в список антикризисных, она позволит расширить перечень лиц, которые могут выполнять функции регоператора. Это относится к случаям, когда в какой-либо зоне регоператор прекратил свою деятельность, или не состоялся конкурс по отбору оператора.

    Какая отрасль промышленности, по вашему мнению, нуждается в наибольшем реформировании системы отходообразования?

    Огромное количество потенциально полезных для экономики ресурсов можно вовлекать во вторичный оборот в различных отраслях. Сейчас мы совместно с ведомствами приступили к подготовке 4 ключевых программ в рамках проекта «Экономика замкнутого цикла», которые предполагают применение вторсырья из отходов в следующих сферах:

    • в промышленности,
    • в сельском хозяйстве,
    • в строительстве,
    • в ЖКХ.

    Также эти программы направлены и на использование альтернативного топлива из отходов. В связи с новыми экономическими условиями мы подготовим детальный план вовлечения вторичных ресурсов в оборот, что благотворно скажется как на экономике, так и экологии.

    Темпы мусорной реформы существенно отличаются по субъектам, можете ли вы сказать, какие регионы достигли наибольших успехов в этой сфере?

    В декабре РЭО представил «Зеленый рейтинг» регионов, который демонстрирует уровень реформы обращения с твердыми коммунальными отходами в отдельно взятом субъекте РФ. Лидерами рейтинга оказались 5 областей:

    • Московская,
    • Ярославская,
    • Нижегородская,
    • Калужская,
    • Тульская.

    Для оценки эксперты брали статистические показатели и результаты социологического опроса россиян. Мы считаем, что такой подход позволяет проанализировать цифровые данные, а также оценить уровень социального настроения и восприятия происходящих изменений в сфере обращения с ТКО. Специалисты проанализировали данные электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО и территориальных схем, сведения ФОИВ и РОИВ, региональных операторов, а также данные цифровой системы «РЭО Радар», анкету участника «Зеленого рейтинга» (с верификацией), отчет по сообщениям в СМИ.

    В каждом из критериев есть свои лидеры. Но хочется, чтобы все стремились занимать высокие позиции, развивали отрасль, были более активными и вовлеченными в этот процесс.

    Насколько вообще оправдана монополизация деятельности операторов в сфере обращения с отходами?

    Институт регоператоров начал действовать в России с 2019 года. На сегодняшний день на территории страны определены 284 зоны деятельности региональных операторов, всего в новой системе обращения с ТКО работают 84 субъекта России. С 1 июля к реформе присоединились все регионы. Сейчас в субъектах РФ действует 181 региональный оператор.

    По поводу монополии, то это было осознанное решение. Потому что управление отраслью стало намного проще. Например, если мы видим где-то несанкционированную свалку, нарушения сбора отходов на контейнерных площадках, то мы знаем, к кому обращаться. Есть ответственный за обращение с отходами — региональный оператор, который обязан всем этим заниматься. Во времена, когда на одной территории работали десятки возчиков, было не ясно, кто займется устранением проблемы. Поэтому главное, что нужно было сделать, — это наладить управление и решить проблему с несанкционированными свалками.

    При этом есть момент конкуренции. Региональные операторы выбираются через конкурс. При этом если взглянуть на рынок, то ни один из регоператоров не занимает большую его часть. Также регоператоры должны меняться каждые 10 лет. И всегда может прийти тот, кто предложит лучшие условия. Более того, такая конкуренция стимулирует операторов быть более честными по тарифам.

    РЭО предлагает внести изменения в СанПиН 2.1.3684–21. Расскажите, что планируете реформировать в системе обращения с отходами?

    Мы проанализировали действующие нормы вывоза ТКО и фактическую ситуацию, которая наблюдается в отрасли, и в итоге пришли к выводу, что по четырем направлениям нужны корректировки в СанПиН. Сейчас они находятся на обсуждении с Роспотребнадзором. Изменения направлены на то, чтобы сделать вывоз отходов более эффективным.

    В первую очередь, наши предложения направлены на решение проблемы вывоза отходов с территорий Крайнего севера, Арктики, из малонаселенных и удаленных населенных пунктов. Кроме того, предложены изменения в части организации мест накопления у ИП и юрлиц, а также в части снятия технических ограничений на установку контейнерных площадок в районах с плотной застройкой.

    Существующий сегодня порядок изменения сроков накопления отходов на территориях Крайнего севера, Арктики, из малонаселенных и удаленных населенных пунктов не работает. Это приводит к необоснованным транспортным и логистическим расходам на вывоз ТКО, и, как следствие, росту тарифа на коммунальную услугу по обращению с ТКО для населения.

    Мы направили в Роспотребнадзор конкретные кейсы, подтверждающие невозможность изменить сроки накопления ТКО в рамках действующего порядка, и предложили использовать указанные случаи как пилоты, в «ручном режиме» на практике отработать процедуру изменения сроков накопления. Изменения в случае согласования будут внесены и в СанПиН 2.1.3684–21, и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

    Другое предложение касается расстояния от контейнерных площадок до многоквартирных или индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и других объектов. Сейчас оно должно быть не менее 20 и не более 100 метров. Но в условиях плотной застройки, а также при размещении населенных пунктов вдоль автотрасс часто отсутствует техническая возможность размещения контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН. Поэтому наше предложение — внести изменения в СанПиН 2.1.3684–21 и расширить зону до 10–500 метров. Решение будет приниматься с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального образования, или при условии установки заглубленных контейнерных площадок.

    В условиях отсутствия возможности организовать контейнерную площадку широкое распространение нашли способы накопления ТКО в контейнеры в мусороприемных камерах многоквартирных домов, в индивидуальных контейнерах на территории домовладений, в технических помещениях, в пакеты или другие емкости. Но СанПиН 2.1.3684–21 эти способы не предусмотрены, поэтому мы предлагаем такие способы в него включить. Кроме того, нужно установить условия применения бестарного способа накопления ТКО, так как пользуясь отсутствием таких условий, органы местного самоуправления отказываются устанавливать контейнерные площадки.

    Еще одно предложение РЭО — внести изменения в СанПиН 2.1.3684–21 в части установления возможности определять периодичность вывоза несортированных ТКО, образующихся от деятельности юридических лиц или ИП, в договоре между региональным оператором и потребителем, если юрлица и ИП накапливают свои отходы в индивидуальные контейнеры в технических помещениях.

    В продолжение разговора о реформировании законодательства, какие изменения должны произойти, чтобы перезапустился механизм расширенной ответственности производителей (РОП)?

    Расширенная ответственность производителей — это прежде всего механизм экономического регулирования, который позволяет экономически стимулировать сбор и извлечение полезных фракций.

    В России такая система заработала на законодательном уровне в конце 2014 года. Норматив утилизации ввели в 2016-2017 годах для отдельных товаров, он не превышал 30% для большинства групп товаров. В 2019 году была запущена реформа РОП, и в конце декабря 2020-го была утверждена Концепция совершенствования механизма РОП, которая позволит поднять нормативы утилизации и увеличить объемы экосбора.

    После доработки законопроект предусматривает полное возложение обязанности по утилизации отходов от использования упаковки на производителей такой упаковки. Внедрение такого механизма объясняется тем, что невозможно и нецелесообразно администрировать миллионы небольших предприятий, использующих упаковку. В действующей российской системе РОП такая обязанность возложена на производителей товаров в упаковке.

    Но существующий механизм имеет ряд недостатков и фактически привел к размыванию ответственности между участниками системы РОП.

    Главная проблема администрирования РОП заключается в том, что сложно выявить все субъекты, использующие упаковку для своей продукции — от крупных товаропроизводителей до малого бизнеса (цветочных магазинов, кондитерских, кофеен и т. д.).

    Перед утверждением Концепции РОП (утверждена Правительством РФ от 28.12.2020 № 12888п-П11) ведомства совместно с бизнесом прорабатывали вопрос определения субъектного состава РОП. Многие участники обсуждения поддержали введение полного переноса ответственности на производителей упаковки, ведь их администрировать гораздо проще и дешевле (за исключением импортируемых товаров).

    Полный перенос ответственности позволит снизить расходы бюджетных средств на администрирование ввиду кратного сокращения субъектов регулирования.

    По некоторым оценкам при действующем механизме РОП производителей товаров в упаковке около 2,5 млн (по оценке организации «Деловая Россия» — 4 млн), а производителей упаковки всего порядка 2,5 тысячи (по оценке организации «Деловая Россия» — 4 тысячи).

    За 2021 год было собрано около 5 млрд рублей экосбора, по нашим оценкам, он должен составлять не менее 40 млрд рублей в год.

    Недавно Президент Владимир Владимирович Путин лично поручил премьер-министру Михаилу Мишустину форсировать реформу РОП. Согласно законопроекту, рассмотрение которого перенесено на осеннюю сессию, норматив утилизации за упаковку с 2025 года составит 100%, а на товары будет повышаться ежегодно на 10%.

    Также РЭО и Минприроды России разработали новую методику расчета экологического сбора. Она предполагает, что чем экологичнее упаковка, тем ниже будет ставка экосбора. Методика пока не утверждена и будет принята после утверждения законопроекта.

    Для компаний предлагается учитывать повышающие коэффициенты в зависимости от экологичности товара и упаковки. Речь об:

    • уровне извлекаемости и перерабатываемости продукции,
    • потребности во вторичном сырье из нее,
    • количестве циклов переработки компонентов упаковки.

    Если упаковка не попадает ни под один из коэффициентов, то производитель платит только экосбор по нормативу.

    Одной из проблемой отрасли обращения с отходами вы называли нехватку кадров. Какая работа ведется РЭО в этом направлении?

    РЭО совместно с университетом Плеханова подготовил программы:

    1. «Основы и принципы экономики замкнутого цикла»,
    2. «Создание устойчивой системы обращения с ТКО в России».

    Специалистам и госслужащим в сфере обращения с ТКО и в области экономики замкнутого цикла предлагается пройти программы повышения квалификации. После обучения слушателям предоставляется удостоверение о повышении квалификации.

    Слушатели курса изучат текущую ситуацию в области обращения с отходами в мире, виды отходов, методы сбора и транспортирования отходов, разные виды утилизации, а также узнают о механизмах внедрения принципов экономики замкнутого цикла в системе обращения с отходами.

    Повышение квалификации позволит бизнесу решать актуальные задачи экологической повестки, оперативно реагировать на новые вызовы. Обучающимся предоставляется уникальная возможность узнать изнутри работу отрасли обращения с ТКО, так как преподавателями станут ведущие специалисты РЭО.

    Благодаря дистанционному формату обучения приобрести уникальные компетенции сможет специалист из любой точки России без отрыва от производства.

    Специалисты РЭО и профессора вуза будут готовить новые кадры среди сотрудников и специалистов, вовлеченных в процессы управления системой обращения с ТКО, государственных и муниципальных служащих, принимающих решения в области обращения с отходами.

    Слушателям, успешно освоившим программу повышения квалификации, выдается удостоверение о повышении квалификации РЭУ имени Г. В. Плеханова.

    Также в прошлом году мы основали консорциум по научно-методологическому обеспечению «Консорциум «Экономика замкнутого цикла». Ядро консорциума состоит из 15 участников, среди которых есть представители науки, образования, промышленности и отрасли обращения с ТКО: от МГУ и Плехановки до Эколайна и Русала.

    Совместными усилиями мы будем готовить узких специалистов в области экономики замкнутого цикла, привлекать ведущих ученых для исследований, в целом поддерживать педагогическое и научное сообщество, и, конечно, внедрять новые технологии, а также трудоустраивать выпускников, получивших образование в области обращения с отходами. Консорциум открыт для новых участников, если они так же, как и нынешний состав, привержены принципам формирования экономики замкнутого цикла.

    До сих пор многие граждане продолжают скептически относиться к раздельному сбору отходов, считая сортировку мусора напрасным трудом, поскольку в итоге все оказывается в одном мусоровозе. И действительно такие случаи имеют место быть, особенно если говорить об удаленных населенных пунктах. Как исправить эту ситуацию?

    Хочу развеять миф про вывоз отходов в одном мусоровозе. На раннем этапе такие ситуации были, но в настоящий момент ни экономических, ни технических предпосылок нет. Профессиональные участники отрасли, которые занимаются переработкой сухой фракции, прекрасно понимают, что псевдоэкономия на мусоровозах лишает их очень хорошего заработка на сухой фракции.

    Информацию о любых нарушениях, связанных с вывозом отходов и контейнерными площадками, сейчас можно направлять в РЭО Радар, откуда она уйдет напрямую регоператорам. Почти все имеющиеся в стране региональные операторы уже подключены к системе.

    РЭО Радар позволяет собирать жалобы и сообщения по разным категориям:

    • стихийная свалка,
    • нарушение сбора мусора,
    • сброс отходов I класса опасности,
    • сброс опасных отходов,
    • противозаконная утилизация,
    • нарушение деятельности полигонов ТБО,
    • неприятный запах,
    • отсутствие контейнеров для раздельного сбора мусора
    • и другое.

    Оставить сообщение в «РЭО Радар» можно через сайт сайт или по телефону горячей линии 8 (800) 551-31-20. Если вы выбираете отправить сообщение через сайт, то для регистрации в системе «РЭО Радар» нужно указать актуальную почту.

    А какими способами можно повысить качество вторсырья, собираемого от населения?

    Во-первых, сделать привычкой сортировку отходов у себя дома.

    Во-вторых, делать это правильно. Отходы должны быть сухие и чистые, чтобы не испортить другое вторсырье. Для всего этого необходимо проделывать большую работу по линии экопросвещения.

    Экопросвещение — важное направление по формирования экономики замкнутого цикла. Решение задач по сохранению окружающей среды — это забота каждого. В том числе — населения.

    Важной составляющей проекта по созданию экономики замкнутого цикла является именно работа с людьми, просветительские и образовательные программы. Цель этого направления колоссальна по своему объёму — формирование новой модели поведения в обществе, культуры осознанного потребления и бережного отношения к планете.

    Не менее амбициозны и задачи, которые ставит правительство в рамках этого направления: к 2030 году следовать принципам осознанного потребления должны 75% населения, сортировать отходы — 95% населения. А в государственные программы образования и воспитания должны быть интегрированы принципы экологического просвещения.

    Как вы считаете, сколько времени потребуется на то, чтобы культура осознанного производства и потребления стала частью российского менталитета? Как стимулировать бизнес учитывать в первую очередь экологическую, а не экономическую эффективность?

    У нас традиционно скептически относятся к реформам, но страна действительно созрела к тому, чтобы делать реформу и переходить к экономике замкнутого цикла. Люди готовы сортировать отходы, пускай сначала это будет не такое высокое качество сортировки, со временем оно будет улучшаться.

    В России уже сортируется треть ТКО, это около 20 миллионов тонн.

    В Москве и Московской области уровень переработки выше среднего по России. Большая концентрация промышленных производств, которые, с одной стороны, являются участниками самой переработки, а с другой — потребителями вторсырья, которое мы получаем после обработки ВМР (вторичных материальных ресурсов).

    В некоторых субъектах ситуация хуже, там нет промышленных мощностей по утилизации или обработке. Из этих регионов могут вывозить полезные фракции для переработки в другие субъекты. Это не перевозка мусора, а перемещение отдельных отсортированных фракций.

    При этом экологическая повестка стала в том числе экономическим драйвером для развития целого ряда отраслей. Если взять еще недавнее обсуждение ESG-стратегии, зеленых финансов, то все эти направления подразумевалось развивать как новые экономические стимулы в том числе для привлечения новых денег на рынок, для возможности компаниям переформатироваться и получить новые технологические и финансовые возможности для экономического развития.

    РЭО определен оператором создания пилотных экотехнопарков и экопромышленных парков. В чем особенность этих объектов?

    Экотехнопарки станут новым качественным шагом в создании производств по комплексному обращению не только с ТКО, но и промышленными отходами, которые будут вовлекаться во вторичный оборот. И, в целом, в создании производств по выпуску продукции с применением вторичного сырья.

    В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» до 2024 года будет построено 8 экотехнопарков. На их территории разместятся предприятия по утилизации отходов, обеспечивающие ежегодное вовлечение в хозяйственный оборот до 1,1 миллиона тонн вторичных ресурсов.

    Общий объем федерального финансирования в развитие инфраструктуры (электроснабжение, транспортная инфраструктура: дороги к экопромышленному парку и внутри него, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, научно-технический центр) каждого экотехнопарка составит порядка 1 млрд рублей. Всего Правительство РФ выделило на создание экотехнопарков 10 млрд рублей.

    РЭО также готов оказать меры поддержки на реализацию проектов резидентами экотехнопарков в размере до 90% затрат. Финансирование будет привлечено за счет средств, полученных от размещения облигаций ППК РЭО на бирже. Резидент должен вернуть данные средства за 12 лет. Оставшиеся 10% будут вложены резидентами.

    Отмечу, что проект по созданию 8 экотехнопарков является пилотным. Но мы надеемся, что такой опыт в дальнейшем будет распространён на территории всей России.

    Все экотехнопарки служат построению экономики замкнутого цикла, а также достижению целей национального проекта «Экология»: сортировке к 2030 году 100% ТКО и снижению захоронения на 50%.

    Вы поддержали инициативу по запрету на одноразовый пластик в России с 2023 года. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь этой цели?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко сообщала, что одноразовую пластиковую посуду и цветной одноразовый пластик могут запретить в России с 2023 года. Такой запрет уже ввели в 2021 годы многие страны и крупные города. Например, от пакетов, палочек для кофе и прочих одноразовых предметов избавятся в Китае, Беларуси и Евросоюзе.

    В России, как и во всем мире, вводить запрет будут постепенно. Отказ от одноразового пластика в РФ — это логичный шаг, так как неперерабатываемая упаковка наносит большой ущерб экосреде.

    Сложность заключается в том, что даже если в теории можно переработать пластиковые трубочки, то отобрать их будет нереально, а значит и отправить на утилизацию.

    Упаковка занимает не менее трети объема от всех коммунальных отходов. Ежегодно их образуется в России около 60 миллионов тонн.

    С точки зрения цифровизации требуется переход на современные способы контролировать отходообразование и утилизацию, для чего создается специальная информационная система.

    Еще одним направлением, которым в этом плане будет заниматься компания, это экопросвещение, ведь культура обращения с отходами также в приоритете.

    Что касается законодательства, то для запрета необходимо ввести регулирование вторичных материальных ресурсов. В рамках РОП предусмотрены ставки экосбора, по которым расчет производится по принципу — чем сложнее переработать, тем выше ставка.

    Один из вопросов, вокруг которого сейчас идет много дискуссий, нужна ли России ESG-повестка. Какого мнения придерживаетесь вы?

    Наша страна столкнулась с ESG-повесткой как с ограничениями, а весь мир предусматривал ESG как возможность — получить более дешевое финансирование, привлечь с рынка больше денег от тех групп инвесторов, которые до этого не инвестировали, и упрочить свое положение на рынке путем конкурентных преимуществ, возникающих в сфере соответствия ESG-принципам.

    На самом деле, ESG — больше про возможности, чем про ограничения.

    Россия не была готова к ESG-повестке и пришла к ней потому, что в определенной степени страну вынудила регуляторика, которую принял ЕС в отношении товаров, поступающих на его территорию в качестве импортируемых.

    Это ни плохо, ни хорошо, это факт. Западный мир шел к ESG-повестке очень долго и та регуляторика, которую мы с вами ощутили полтора-два года назад, он принимал 10 с лишним лет назад. И это было планомерное движение в отношении того, чтобы закрепить определенные принципы, которым должно отвечать среднестатистическое предприятие в области производства и не только. А мы с этим столкнулись, когда были введены регуляторики в отношении предприятий, которые не отвечают указанным принципам.

    При этом нельзя говорить, что ESG-повестка не присутствовала на территории РФ. Возможно, ее аббревиатура не была известна широкому кругу, но институт устойчивого развития по сути появился еще в 1970-е годы и за все время прошел несколько реинкарнаций. Сейчас же ситуация такова, что в России нет и не было особых инструментариев, чтобы влиять на политику формирования принципов и правил ESG.

    И нас поставили перед фактом, сказали, что с определенного периода мы должны отвечать тем условиям, которые сформировали не мы, по методикам, которые написали не мы, и в случае, если не будем отвечать, будем платить. В момент, когда мы поняли, что будем платить, ESG резко стала безумно актуальной у нас. Все сразу стали принимать ESG-рейтинги, появились агентства, многие компании совершенно удивительным образом оказались соответствующими всем ESG-принципам и самыми зелеными среди всех. И это выглядело странновато.

    При этом в России действительно играют по чужим правилам, но при этом не создают предпосылок для того, чтобы помогать в достижении целей минимальными затратами. При этом проблемы кроются в отсутствии мер стимулирования, разнородности регуляторики, неготовности бизнеса видеть в ESG возможности.

    1. Первое — регуляторика, она очень различная, вообще в мире она различная. У нас в стране разноликость этих правил и рейтингов уже зашкаливает.
    2. Второе — мы не предусматриваем никаких мер стимулирования, чтобы компании этим занимались.
    3. И третье — это ментальное отношение. Мы действительно в большинстве своем про ESG говорим как про ограничение для бизнеса, с которым мы столкнулись и которое нужно преодолеть. И чтобы преодолеть, нужно собраться и сконцентрировать все свои усилия и пройти ESG-рейтинг. Но повторюсь, ESG не про это. Это в большинстве своем про устойчивое развитие, соответственно про возможности, которые появляются с точки зрения финансирования, рынков и приоритезации движения этих компаний в тех или иных сегментах экономики.
    4. Принцип ESG не про то, чтобы признать по статусу компанию, соответствующую определенным принципам, а зафиксировать определенное состояние компании в сегодняшней точке и предусмотреть ее планомерное развитие по задачам, которые ставит перед собой устойчивое развитие.

      И РЭО также включен в ESG-повестку, и даже разработал ESG-стандарт деятельности компаний в сфере обращения с ТКО. Что он из себя представляет и каковы планы по его применению?

      Этот документ разработан в целях повышения информационной открытости, прозрачности и доверия заинтересованных лиц к деятельности ППК РЭО и компаний в сфере обращения с ТКО. Те, кто присоединится к стандарту, будет предоставлять свои отчеты в РЭО, и Экспертный совет по устойчивому развитию РЭО будет их верифицировать.

      Особо хочу подчеркнуть, что соответствие ESG-стандартам повысит привлекательность инвестпроектов, и будет важным фактором при обращении в РЭО за финансовой поддержкой.

      В течение 30 дней мы будем принимать замечания и предложения. После обработки комментариев опубликуем на сайте итоговый вариант, и все заинтересованные в формировании экономики замкнутого цикла стороны смогут присоединиться к стандарту от РЭО.

      ESG-стандарт разработан с учетом применимости на разных этапах проекта и деятельности компании. В создании пакета документов принимала активное участие председатель экспертного совета по устойчивому развитию ППК РЭО Светлана Бик и ее экспертно-аналитическая платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого развития».

      Стандарт включает в себя три главных фактора ESG:

      1. Одним из параметров фактора «E» является соответствие показателям нацпроекта «Экология» к 2030 году: объект должен направлять на обработку 100% отходов, на утилизацию — не менее 49,5%, на захоронение — не более 50%. В рамках мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах и в пределах их воздействия компании будут обязаны ежеквартально раскрывать сведения в ленте новостей, публиковать отчетность по результатам мониторинга, пока идет строительство и эксплуатация объекта.
      2. В факторе «S» значится параметр, который обязывает компанию, которая подала заявку на финансирование нового объекта, предоставить план и политику взаимодействия с заинтересованными сторонами, включая поставщиков, местные сообщества, СМИ, экологические организации. Кроме того, на момент подачи заявки в компании должен быть утвержденный документ по информационной политике, активно действующий сайт, лента новостей по факторам ESG, представительство в социальных сетях.
      3. Компания должна взять на себя обязательство по подготовке ежегодного отчета о прогрессе в области устойчивого развития по ключевым показателям стандарта ESG, прохождении общественного заверения на заседании Экспертного совета по устойчивому развитию ППК РЭО. Данный параметр включен в фактор «G».

      Очень важной особенностью ESG-стандарта ППК РЭО и планов по его применению является объединение в одном документе всех элементов современных требований по устойчивому развитию экономики. Ведь национальная таксономия задает только критерии зеленых и адаптационных проектов, она не содержит требований к социальным вопросам, корпоративному управлению, прозрачности и отчетности.

      Вне предмета действия национальной таксономии находятся и вопросы взаимодействия с заинтересованными сторонами — а все это очень важно при принятии решений о финансировании проектов, поскольку нефинансовые риски в сфере ТКО очень быстро могут превратиться в финансовые.

      ESG-стандарт ППК РЭО — это дополнительный инструмент комплексной трансформации отрасли и перехода к экономике замкнутого цикла, который подготовлен для реализации национальной таксономии и других нормативных документов с учетом отраслевой специфики сферы обращения с ТКО.

      Мы подготовили специальный раздел на своем сайте, посвященный ESG-стандарту, где будут публиковаться лучшие практики международных компаний по обращению с ТКО, просветительские материалы, подготовленные РЭО. Там же указана рабочая почта для приема замечаний по разработанному документу.

      Источник фотоматериалов: ППК «РЭО».
    08.08.22
    6K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста
    Читайте также